8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Узел встречная восьмерка

Узел встречная восьмерка

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Узел можно вязать двумя способами: 1. Одной веревкой делается петля (рис. 1, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 1, б. Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис.7, е). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис.1, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. 1, д). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис.1, е).

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 2, а), потом с другой (рис. 2, б). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 2, в).

Рис. 2. «Ткацкий» узел

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 3, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 3, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 3, в).

Рис. 3. «Встречный узел»

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (рис. 4, а), затем то же самое с другой (рис. 4, б). Узлы стягиваются (рис. 4, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке 4, г.

Рис. 4. «Грейпвайн»

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 5, а, б. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 5, в).

Рис. 5. «Брамшкотовый»

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 6, а, б. Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 6, в).

Рис. 6. «Академический»

Узел «простой проводник»:

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 7, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 7, в).

Рис. 7. «Простой проводник»

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 8, а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 8, в).

Рис. 8. «Восьмерка»

Узел «срединный австрийский проводник»:

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 9, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке 9, б, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (рис. 9, в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Рис. 9. «Срединный австрийский проводник»

Узел «двойной проводник», или «заячьи уши»:

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (рис. 10, а), затягивается (рис. 10, в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 10, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 10, в).

Рис. 10. «Двойной проводник»

Правильно завязанный узел показан на рисунке 10, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 11, а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех) и завязывается контрольный узел (рис. 11, б). Затем узел затягивается.

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 12, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 12, б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.

Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (рис. 13, а, б).

Рис. 13. «Стремя» как опора для ноги.

Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (рис. 14, а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 14, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 14, в).

«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (рис. 15, а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 15, б). На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (рис. 15, в).

Рис. 15. «Булинь» с помощью «пустышки»

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (рис. 16, а, б). Затем операция повторяется (рис. 16, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (рис. 16, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

Рис. 16. «Схватывающий» узел.

Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 17, а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (рис. 17, г).

Рис. 17. «Схватывающий» узел одним концом.

Дополнительные узлы:
Узел «пустышка»:

Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за концы в разные стороны.

Рис. 18. «Пустышка».

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (рис. 18, а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (рис. 18, б).

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 19).

Рис. 19. «Маркировочный» узел.

Рис. 20. «Узел Бахмана».

Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Читать еще:  Узлы для лески и крючка

Репшнур вщёлкивается в карабин (рис. 20, а), при открытом карабине делается 3 — 4 оборота (рис. 20 б), затем муфта карабина закручивается, узел распрямляется и затягивается (рис. 20, в).

Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.

На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (рис. 21, а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (рис. 21, б).

Рис. 21. «Карабинная удавка».

Рис.22. Соединение частей страховочной системы узлом двойной булинь: а– .петли грудной обвязки; б – начальная петля; в – этот кусок веревки должен быть не менее 2 м.; г – подхлест нижней пряди веревки, проходящей в петлях беседки; д – петля беседки; е – петля самостраховки длиной 1,1 м; ж – петля самостраховки длимой 1,7 м

Узлы часть 1. Базовые узлы

Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов). Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука. Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.

Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.

Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться. Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу. К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.

Встречный проводник

Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.

Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.

Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.

Прямой

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.

Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».

Стремя (выбленочный)

Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д. Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется. Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.

Завязывание стремени при помощи петель

Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.

Завязывание стремени одним концом

Узел на опоре будет иметь следующий вид:

Стремя в затянутом виде

Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.

Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.

Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.

Восьмёрка (фламандская петля)

Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.

Простой штык

Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.

Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.

Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.

Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).

Булинь

Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.

Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.

Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.

Прусик

Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Шкотовый и брамшкотовый

Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Читать еще:  Разновидность леща

Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке. При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу. Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.

Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.

Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.

Академический

Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается. Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов. Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.

Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.

Следующая часть будет посвящена полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.

Узел Восьмерка – 6 схем вязания и пошаговые инструкции

Узел “Восьмерка” – это простой узел для создания незатягивающейся петли. Применяется в рыбалке и альпинизме. Имеет несколько названий: восьмерка-проводник, одинарная восьмерка, двойная восьмерка и встречная.

В статье разберемся, как правильно вязать восьмерку, чтобы петля не затягивалась и разберем все разновидности этого соединения, их плюсы и минусы. По 6 схемам вязания вы поймете, как завязывать восьмеркой прочно закрепленную на леске петлю, привязать крючок или соединить поводок с более толстой леской. А также мы привели примеры узлов-аналогов, у которых есть свои недостатки, но также и преимущества.

Разновидности узла

Вы увидите, что узел восьмерку можно использовать как для связывания петель, так и для привязывания крючков, приманок, различных элементов, имеющих отверстия, а также для того, чтобы связать 2 отрезка лески или шнура. Но лучше всего этот узел справляется именно с незатягивающимися петлями. Все назначения скорее надуманы и намного более правильно использовать для крючка и соединения лесок другие, более простые и надежные узлы.

Создание петли

Классический (одинарная восьмерка или восьмерка-проводник). Используется как в рыбалке, так и в альпинизме. Прочный узел, создающий незатягивающуюся неподвижную петлю. Т.е. вы можете попробовать сделать петлю, а затем потянуть за оба конца лески, из нее выходящей – у вас не получится затянуть узел. Хотя соединений со 100% прочностью не существует и поэкспериментировав, вы найдете тип лески или шнура, который всё-таки можно затянуть при сильном желании. Для таких видов лесок (шнуров) есть двойная восьмерка. О ней далее.

Схема вязания узла Восьмерка для создания петли

Девятка (двойная восьмерка). Практически идентичен одинарной, но усложнен одним дополнительным шагом при связывании. Более крепок на жестких типах лески, например, флюрокарбоне.

Двойная восьмерка с двумя петлями. Делается более усложненная версия, для создания сразу двух петель одним узлом.

Шаг 1. Сначала сделайте петлю из сдвоенного шнура, затем вторую. И среднюю часть первой петли проденьте во вторую.

Шаг 2. Накиньте петлю (на изображении под номером 1) на петлю под номером 2.

Шаг 3. Затягивайте узел, тяните сразу за 2 петли и два отрезка шнура, выходящих из узла в нижней части.

Шаг 4. Двойная восьмерка готова. Если используете леску, то обязательно смачивайте перед затягиванием.

Привязывание крючка

Рыбацкий. Тут узлу просто повезло быть названым восьмеркой. Нет никакой необходимости использовать такой узел на крючках, есть более надежные и легкие в связывании узлы. Тем не менее не упомянуть такую разновидность было бы неправильным.

Связывание двух лесок (шнуров)

Встречная восьмерка – узел для связывания двух лесок между собой. Как вы видите на схеме, связать 2 шнура или 2 отрезка лески между собой действительно можно при помощи классического узла восьмерки, но целесообразность очень низка. Узел сложнее вяжется, чем Кровавый и менее прочен, именно в таком соединении. А если вам нужно связать 2 отрезка лески разных диаметров, то ещё лучше подойдет узел Морковка.

Пошаговая схема вязания узла встречная восьмерка

Временное укрепление повредившегося шнура

Многократная восьмерка – морской узел, который вяжется совершенно по-другому, нежели классические рыболовные и альпинистские восьмерки. Предназначен для укрепления ослабленного или поврежденного шнура в узел, чтобы не допустить его разрыва. Также может применяться для намеренного утолщения шнуров или веревок, например, для привязывания ручки для санок.

Назначение

Узлы восьмерки вяжутся для 4 целей: завязывание незатягивающейся петли, вязка крючков и отрезков лески, укрепление поврежденных участков. Глядя на таблицу внизу вы можете понять зачем нужно использовать восьмерку.

Узлы часть 1. Базовые узлы

Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов). Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука. Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.

Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.

Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться. Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу. К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.

Встречный проводник

Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.

Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.

Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.

Прямой

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Читать еще:  Узел клинч для плетенки

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.

Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».

Стремя (выбленочный)

Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д. Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется. Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.

Завязывание стремени при помощи петель

Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.

Завязывание стремени одним концом

Узел на опоре будет иметь следующий вид:

Стремя в затянутом виде

Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.

Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.

Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.

Восьмёрка (фламандская петля)

Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.

Простой штык

Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.

Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.

Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.

Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).

Булинь

Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.

Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.

Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.

Прусик

Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Шкотовый и брамшкотовый

Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке. При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу. Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.

Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.

Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.

Академический

Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается. Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов. Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.

Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.

Следующая часть будет посвящена полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.

Узел встречная восьмерка

Применение: Узел «Восьмерка» или Фламандский узел (ABOK стр. 238.) является легким и надежным способом связывания двух веревок. Ее довольно легко завязать, и проконтролировать визуально.

Как завязать узел Встречная восьмёрка (Фламандский узел)
1. Сначала завяжите свободный узел «восьмерку» на одной из веревок.
2. Сделайте то же самое, но с другой стороны второй веревкой, начиная вязать параллельно основной веревке.
«Восьмерка» должна быть завязана так, чтобы оба крайних оборота были отделены от двух пересекающих их веревок и затянуты внутрь по отношению соседних веревок.
Соединение фламандским узлом считается довольно прочным. Этот узел надёжно держит даже на синтетической рыболовной леске и не скользит.

Под нагрузкой
: Самое главное в завязывании узла, это то, что когда тот находится под нагрузкой, его структура должна оставаться неизменной, даже когда петля находится под натяжением.

Безопасность: Для критических нагрузок, необходимо использовать веревки приблизительно одного диаметра, а концы, для безопасности, должны быть оставлены длинными. Если Вы действительно хотите обезопасить себя, на каждом конце веревки вокруг коренного конца должен быть завязан двойной бегущий стопорный узел, (см. рис. слева).

Чтобы удостовериться, что узел завязан правильно, разумно изначально завязывать его в «плоской» форме, как было показано. Однако чтобы поднять груз, этот узел должен быть завязан очень аккуратно, так, чтобы оба наиболее удаленных оборота плотно прилегали к веревкам, которыми они окружены — в результате обороты оказываются на противоположной стороне. Узел, завязанный таким образом, много лучше держит нагрузку.

За и против: Преимущество узла «восьмерки» в том, что даже после довольно больших нагрузок его можно относительно легко развязать. Осмотр: Удостоверьтесь, что две веревки лежат параллельно в каждой части узла. Завяжите узел, как показано выше. Затем затяните его и внимательно проверьте насколько симметрично он завязан!

Источники:

http://www.rgo-sib.ru/book/forest/17.htm
http://xtreamfory.com/equipments/alpinizm/uzli-chast-1
http://turboklev.com/snasti/uzel/vosmerka.html
http://xtreamfory.com/equipments/alpinizm/uzli-chast-1
http://prouzli.ru/uzly-dlja-alpinizma/36-vstrechnaja-vosmerka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector