4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство катера

Основные элементы судна

Рассмотрим основные элементы судна. Маломерное судно, как и любое транспортное, состоит из корпуса (само судно) и надстройки или рубки . Корпус судна — основная часть, в которую входит набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки — оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы. Переднюю оконечность судна называют носовой , а заднюю — кормовой ; боковые стороны, или стенки корпуса — правым и левым бортами , если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной , а над водой — надводной , нижнюю часть корпуса — днищем , а верхнюю, горизонтальную — палубой . Палуба на маломерных судах, например на мотолодках, может отсутствовать.

Надстройка — конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса). Высокая и развитая надстройка не только ухудшает остойчивость судна, но и увеличивает его парусность — воздействие ветра на судно.

Рубка — отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещение для управления судном и двигателем. Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. На большинстве моторных катеров надстройка и рубка совмещаются.

Фальшборт — легкая конструкция — продолжение борта над палубой в носовой и средней частях судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом . Фальшборт может быть временным (деревянным или брезентовым), поднимаемым на время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Кокпит — вырез или углубление в палубе для размещения людей.

Моторная ниша — водонепроницаемая конструкция у транца судна, образующая выемку в корпусе судна и предназначенная для размещения подвесного мотора и обеспечения требуемой высоты надводного борта.

Набор корпуса судна (см. рисунок) — конструктивное оформление, состоящее из продольных и поперечных связей: киля, форштевня, ахтерштевня.

Основные элементы конструкции корпуса судна — катера


1 — настил палубы; 2 — бимс; 3 — карлингс; 4 — обшивка кокпита; 5 — слань; 6 — комингс кокпита;
7 — кормовая переборка; 8 — транец; 9 — моторная ниша; 10 — форштевень; 11 — киль;
12 — бортовая (наружная) обшивка; 13 — планширь; 14 — скуловой стрингер; 15 — палубный стрингер; 16 — полубимс; 17 — скуловая кница; 18 — бортовой стрингер.

Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.

Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задний — рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — кильсоны .

Карлингсы — продольные подпалубные связи.

Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией . В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Бимсы — поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком , крайний кормовой отсек — ахтерпиком .

— продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;

— деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь — плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Комингс — конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Слань , или пайол — щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Основные сведения, необходимые судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей

21.01.2019 21:54 — дата обновления страницы

Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года

Глава II. Устройство маломерных судов, их оборудование и снабжение

Устройство корпуса

Набор корпуса судна (рис. 5), являясь каркасом, делается из наиболее прочных материалов. Состоит он из продольных и поперечных связей. Основной продольной связью является киль, установленный в диаметральной плоскости судна. У деревянных судов он представляет собой прочный брус из крепких пород дерева (дуб, ясень и т. п.), а у металлических — утолщенную полосу металла.

Рис. 5. Деревянный корпус моторной лодки: 1-обшивка; 2 — палуба; 3 — бимс; 4 — шпангоут; 5 -спинки сидений; 6 -транец; 7 — вырез для крепления подвесного мотора; 8 — бортовой стрингер; 9-привальный брус; 10 — скуловой стрингер; 11 — киль: 12 — днищевые стрингеры

В носовой части судна непосредственно к килю присоединяется форштевень. Это загнутый кверху брус или металлический угольник, являющийся продолжением киля. Подобный брус или угольник, но установленный в кормовой части, называется ахтерштевнем. У деревянных судов форштевень и ахтерштевень, как и киль, изготовляют из прочных пород дерева.

Вдоль всего киля и форштевня у деревянных судов с наружной стороны прикрепляется шурупами металлическая подкильная полоса-оковка, служащая для предохранения киля и форштевня от механических повреждений.

Кормовая часть моторных судов обычно заканчивается транцем. Он представляет собой раму из брусков дерева твердых пород, обшитую снаружи досками или фанерой. Транец надежно крепится к килю. Для судов с подвесными моторами транцы должны быть повышенной прочности, так как они воспринимают упор гребного винта и вибрацию работающего двигателя.

Поперечными связями являются шпангоуты (см. рис. 5). Они бывают гнутые, изготовленные из одного бруса, натесные, изготовленные из кривослойных сучьев или корней, и футоксовые — из нескольких кусков (футоксов). В последнем случае части шпангоутов, расположенные по днищу, называются флортимберсами, по борту — топтимберсами. К килю шпангоуты крепятся болтами с прокладками или прочными шурупами. Поперечные связи, соединяющие между собой верхние концы шпангоутов, называются бимсами. Назначение бимсов — придать жесткость шпангоутной рамке и поддерживать настил палубы. Для большей жесткости бимсы иногда подкрепляют вертикальными стойками — пиллерсами.

Металлические шпангоуты изготовляют из стальных или дюралюминиевых угольников. Эти шпангоуты иногда комбинируют с деревянными. Тогда их ставят в тех местах судна, где требуется повышенная прочность, например в месте установки двигателя.

Каждый шпангоут имеет свой порядковый номер. Счет номеров ведется от носа судна. Расстояние между соседними шпангоутами называется шпацией.

Поверх шпангоутов вдоль киля укладывают продольный брус или толстую доску, называемую кильсоном. Для его изготовления можно использовать сосну или лиственницу. Кильсон предназначен для рассредоточения нагрузки на большую часть киля и большее число шпангоутов.

Для крепления обшивки и для усиления продольной прочности корпуса внутри него устанавливают продольные бруски, называемые стрингерами. В зависимости от расположения стрингеры бывают бортовые, днищевые и скуловые. Число бортовых и днищевых стрингеров зависит от размеров моторного судна, его конструкции и материала обшивки. Наиболее ответственным является скуловой стрингер V-образных судов, на котором соединяются днищевая и бортовая обшивки. У деревянных судов этот стрингер обычно изготовляют из твердой древесины, в то время как бортовые и днищевые стрингеры можно изготовлять из сосны или лиственницы. На металлических судах стрингеры делают из угольников.

На малых моторных судах (в отличие от крупных судов) внутри корпуса устанавливают привальные брусья. Верхняя грань бруса должна быть на одном уровне с верхней гранью самого верхнего пояса обшивки. Оба привальных бруса (правого и левого бортов) выгибают по обводам корпуса судна и крепят к каждому шпангоуту и бимсу шурупами диаметром 4-8 мм или болтами. В носу привальные брусья соединяют между собой и с форштевнем угольником, называемым брештуком. Кормовые ветви привальных брусьев крепят к транцевому шпангоуту и обшивке транца металлическими или дубовыми кницами. Материалом для изготовления привальных брусьев служит сосна или лиственница.

Читать еще:  Связать две лески между собой

На кромке борта (по верхним торцам шпангоутов, верхней кромке привального бруса и верхнего пояса бортовой обшивки) устанавливают горизонтальный плоский брус, называемый планширем (рис. 6). Его назначение — закрыть кромку обшивки и торцы шпангоутов. Крепят планширь к привальному брусу и шпангоутам шурупами. Материалом для изготовления планширя служат прочные породы дерева или бакелизированная фанера, на нем обычно устанавливают так называемые дельные вещи (кнехты, утки, киповые планки ит. п.). У палубных судов планширь делается иной формы и называется ватервейсом.

Рис. 6. Конструкции бортовых узлов: 1-обшивка корпуса; 2- буртик; 3 — планширь; 4 — привальный брус; 5 — шпангоут; 6-планширь-ватервейс; 7- палуба; 8 — бимс

Рис. 7. Бортовой и дцищевой узлы крепления обшивки на пазовых рейках: 1-скуловой стрингер; 2 — топтимберс; 3 — бортовая обшивка; 4 — пазовая рейка; 5 — буртик; 6 — планширь-ватервейс; 7 — палуба; в -бимс; 9 — привальный брус; 10-внутренняя обшивка; 11 — скуловая кница; 12 — елань; 13 — киль; 14 — лежни елани; 15-флортимберс; 16 — обшивка днища

С внешней стороны лодки или катера по обоим бортам устанавливают полукруглый брус, называемый буртиком (см. рис. 6). Он расположен таким образом, чтобы прикрыть собой паз между планширем и верхним поясом обшивки. Крепится буртик к обшивке на шурупах. Его назначение — защитить борт от повреждений. Материалом для изготовления буртика служит дуб. Для прочности с наружной стороны буртик обивают полосой из латуни, нержавеющей или хромированной стали.

Водонепроницаемость корпуса и продольную прочность судна обеспечивает обшивка. Материалом для обшивки служат сосновые или еловые доски, различные сорта фанеры, дюралюминий и т. д. Если на обшивку употребляют строительную фанеру, то ее предварительно надо пропитать кипящей олифой (для большей водонепроницаемости). Еловые доски по сравнению с сосновыми меньше набухают от влаги, поэтому ими обшивают днище и подводную часть борта, а сосновые доски ставят главным образом на обшивку надводного борта. Пояс обшивки, прилегающий непосредственно к килю, называется шпунтовым, а самый верхний пояс — ширстреком. Доски, идущие на эти пояса, должны быть на 2-4 мм толще других досок, используемых на обшивку.

На моторных судах с деревянными корпусами применяют главным образом следующие виды крепления обшивки:

вгладь — обшивные доски плотно подгоняют друг к другу и крепят к шпангоутам заклепками или шурупами; пазы между досками конопатят. Такая обшивка применяется на крупных катерах;

внакрой — нижний край каждой верхней доски накладывают на верхний край каждой нижней доски. Крепят доски обшивки между собой и к шпангоутам заклепками с шайбами или шурупами. Такая обшивка обеспечивает большую прочность по сравнению с обшивкой вгладь, поэтому’ для нее можно использовать более тонкие доски. Недостаток такой обшивки- повышенное сопротивление воды при движении судна, ввиду чего ее применяют главным образом на тихоходных судах, а также на гребных лодках и шлюпках;

на пазовых рейках (рис. 7)- доски обшивки крепятся к пазовым рейкам на заклепках и гвоздях взагиб. Такая обшивка применяется на моторных судах наиболее часто. Она создает ровную наружную поверхность и придает прочность конструкции. Пазовые рейки крепятся к шпангоутам с помощью заклепок или шурупов. Концы реек в штевне или транце утапливаются в специально выдолбленные места и крепятся шурупами длиной не менее трех толщин обшивки;

диагонально-продольная — доски располагаются в два или три ряда под углом друг к другу. Между рядами досок для водонепроницаемости прокладывают пропитанную суриком парусину или суровое полотно. Доски внутреннего слоя располагают под углом в 45° к шпангоуту с креплением на рейки, а наружного слоя — как у обычной обшивки. Каждый слой обшивки крепят шурупами к шпангоутам и стрингерам, между собой слои соединяют заклепками. Этот вид обшивки наиболее прочный из всех видов деревянной обшивки. Он применяется на быстроходных судах с мощными двигателями, где требуется легкость и вместе с тем большая прочность корпуса.

У многих моторных судов корпус сверху покрывают плотным деревянным настилом — палубой. Конструктивно дощатая палуба состоит из мидельвейса — средней доски, укладываемой по диаметральной плоскости судна, ватервейсов — крайних широких досок, выпиливаемых по обводу палубы, и собственно палубы. К бимсам палубу крепят на гвоздях, ватер- и мидельвейсы — на шурупах. Дощатую палубу обязательно конопатят, шпаклюют водоупорной шпаклевкой и для придания большей водонепроницаемости покрывают сверху проолифленной парусиной или стеклотканью, края которой забавляют под буртик и закрепляют им. Для палубы можно применять доски любых пород древесины. Толщина их обычно берется на 15-20% меньше толщины досок бортовой обшивки.

Рис. 8. Разрез катера: 1 — перо руля; 2 — гельмпорт; 3 — румпель секторного типа; 4 — транец; 5 — отверстие газовыхлопа; 6 — настил палубы; 7 — привальный брус; 8-решетка воздухозаборника; 9 — степс; 10-кормовой флагшток; 11-клотик флагштока; 12- кормовой сигнальный огонь; 13- шахта воздухозаборника; 14 — фальшборт; 15 — платформа кокпита; 16-задрайка; 17 — леер (релинг); 18 — дверь фальшборта; 19- крышка люка; 20- поручень; 21 — комингс люка моторного отсека; 22 — крыша ходовой рубки; 23 — сиденье рулевого; 24-штурвал; 25-карлингс; 26 — бортовой сигнальный (отличительный) огонь; 27 — топовый сигнальный огонь; 28 — клотик мачты; 29 — пульт управления судном; 30- бимс; 31 — мачта; 32- подушка крепления мачты; 33- крыша кубрика (каюты); 34 — водонепроницаемая переборка; 35-швартовная утка; 36 — киповая планка;; 37 — комитгс люка; 38-горловина (лаз в переборке); 39 — бимс; 40 — таранная переборка; 41-лобовая стойка кубрика; 42 — карлингс кубрика; 43 — комингс кубрика; 44 — боковая стойка кубрика; 45 — переборка; 46 — стенка кубрика; 47 — скуловой угольник 48-водонепроницаемая переборка; 49 — бортовой стрингер; 50-фундамент двигателя; 51 — полубимс; 52-комингс кокпита; 53 — ахтерпиковая переборка; 54 -лейдвудная труба; 55 — кронштейн гребного вала: 56 — гребной винт

Внутри корпуса на днище поверх шпангоутов укладывают плотные съемные щиты из досок, называемые еланью, или решетчатые щиты, называемые рыбинами. Назначение елани и рыбин — рассредоточить нагрузку и предохранить изнутри корпус судна от механических повреждений.

Корпус моторного судна обычно разделяют специальными водонепроницаемыми переборками на три отсека. Носовой отсек называется форпиком, средний — рабочим отсеком и кормовой — ахтерпиком.

На рис. 8 показан разрез катера для пояснения основных наименований его корпуса и надстроек.

Классификация и устройство маломерных судов

Классификация маломерных судов

Семейство маломерных судов очень многообразно, поэтому приведенная ниже классификация не претендует на полноту и законченность

  1. По назначению:
    • транспортные суда (для перевозки грузов и пассажиров);
    • спортивные (для спортивных целей и тренировок);
    • специальные (для проведения специальных работ на воде).
  2. По режиму движения:
    • водоизмещающие (суда, которые поддерживаются на плаву за счет «архимедовой силы»);
    • глиссирующие (суда, у которых при движении, благодаря особой формы днища, возникает гидродинамическая сила, вызывающее значительное всплытие судна и скольжение его по поверхности воды);
    • на подводных крыльях (суда, у которых при движении за счет аэродинамической подъемной силы подводных крыльев, корпус судна выходит из воды);
    • на воздушной подушке (суда, у которых корпус поддерживается над поверхностью за счет нагнетания воздуха под основание камеры днища).
  3. По роду движителя:
    • весельные;
    • парусные;
    • колесные;
    • винтовые;
    • водометные;
    • реактивные.
  4. По материалу корпуса:
    • деревянные;
    • металлические;
    • стеклопластиковые;
    • резинотканевые;
    • композитные;
    • железобетонные;
    • из других материалов.
  5. По конструкции набора корпуса:
    • с продольным набором;
    • с поперечным набором;
    • со смешанным набором;
    • безнаборные.
  6. По роду двигателя:
    • со стационарным двигателем;
    • с подвесным двигателем.
  7. По обводам корпуса:
    • плоскодонные;
    • круглоскулые (круглошпангоутные);
    • остроскулые (шарпи);
    • реданные;
    • безреданные;
    • смешанные.
  8. По количеству корпусов:
    • однокорпусные;
    • многокорпусные (катамараны, тримараны, многоточечные, лыжи, сани и др.).

Общее устройство маломерного моторного судна

Основными составными частями маломерного моторного судна (на примере катера любительской постройки) являются:

Общее устройство корпуса маломерного моторного судна

Несмотря на разнообразие маломерных судов, их корпуса устроены, в основном, из одних и тех же элементов:

Как уже упоминалось выше, корпус судна состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, которые служат основанием для обшивки, придают корпусу необходимую форму и обеспечивают его прочность.

Поверх шпангоутов накладывается кильсон — съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя изогнутыми по форме борта судна привальными брусьями, которые в свою очередь врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком — мощной стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевой доской. Привальный брус, также как и киль, придает судну продольную прочность и надежность набора.

В настиле палубы выделяют среднюю часть (средняя доска), которая располагается от форштевня к ахтерштевню, и называется мидельвейсом. Элемент палубы в виде бруса, расположенный у самого борта называется ватервейсом, служит для предохранения судна от попадания в него воды.

Читать еще:  Сбирулино монтаж снасти фото

По типу крепления наружной обшивки корпуса судна к набору корпуса различают: вгладь, клинкерную, диагональную (чаще для деревянной обшивки) и композитную (чаще для металлической и пластиковой обшивки).

Суда на подводных крыльях

Суда на подводных крыльях еще можно встретить почти на каждой реке, водохранилище и на море. Это — пассажирские теплоходы, служебно-разъездные катера, моторные лодки, конструкции которых разрабатывают сами судоводители.

Быстроходность судов на подводных крыльях достигается главным образом благодаря уменьшению сопротивления воды движению корпуса судна. У таких судов корпус при движении не касается водной поверхности. Происходит это в результате действия подъемной силы крыльев, укрепленных под корпусом, которая во время хода поднимает судно над водой и удерживает его в таком состоянии до тех пор, пока судно движется с достаточной скоростью. Поскольку при этом в воде находятся лишь крылья, стойки, гребной вал и винт, а их суммарная площадь значительно меньше площади корпуса, то и сопротивление воды движению судна будет значительно меньшем.

Принцип действия подводного крыла можно рассмотреть на схеме. При движении в воде любого тела на него действует сила сопротивления воды R, направленная в сторону, противоположную движению.

Поскольку профиль крыла имеет несимметричную форму и к тому же при движении судна крыло расположено по отношению к потоку под некоторым углом α, называемым углом атаки, то полная сила R, действующая на крыло, отклонится от направления движения и будет направлена по отношению к нему под углом. Эту силу можно разложить на две составляющие: перпендикулярную направлению движения Y и параллельную направлению движения X. Составляющая Y называется подъемной силой, так как она стремится поднять крыло. Составляющая X называется лобовым сопротивлением, ибо она противодействует поступательному движению крыла. Возникновение подъемной силы связано с образованием около крыла циркуляционного потока, который, накладываясь на основной поток, ускоряет движение воды над крылом и замедляет под крылом. В связи с этим, согласно закону Бернулли, над крылом, где скорость потока увеличена, давление понижается, а под крылом, где скорость потока уменьшена, возрастает.

Чем больше скорость набегающего потока, тем больше будут подъемная сила и лобовое сопротивление. Эти силы зависят также от формы профиля крыла и от угла атаки.

С увеличением угла атаки α подъемная сила сначала возрастает и при некотором значении, называемом критическим углом атаки αкр, достигает максимального значения. При дальнейшем увеличении α подъемная сила уменьшается, что связано с отрывом потока от верхней поверхности крыла. Сила лобового сопротивления с увеличением угла атаки непрерывно растет.

При малом угле атаки подводного крыла судно не сможет выйти на крылья из-за недостаточного значения подъемной силы, а при завышенном угле атаки — из-за большого лобового сопротивления.

Совершенство крыла принято оценивать величиной, называемой качеством крыла и представляющей отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению.

Обычно целесообразные скорости судов водоизмещением 0,5–2 т, оборудованных подводными крыльями, находятся в пределах 40–70 км/ч. При скорости судна ниже 40 км/ч крыльевое устройство получается очень громоздким и тяжелым; при скоростях свыше 70 км/ч на крыльях возникает явление кавитации, движение становится неустойчивым.

В крыльевом режиме масса судна воспринимается подъемной силой носового и кормового крыльев, причем нагрузка чаще всего распределяется между ними поровну. Для исключения отрицательного влияния носового крыла на кормовое расстояние между ними должно быть не менее 12–15 хорд крыла.

На малых судах применяют различные системы подводных крыльев, наиболее распространенные из которых показаны на рисунке ниже. Преимущественное распространение из них для речных судов получили малопогруженные подводные крылья. Глубина погружения носового крыла такой конструкции составляет 15–20% его хорды, кормового — 20–25%, высота подъема корпуса небольших катеров над водой — 0,1–0,5 м при ходовом дифференте на корму в 1,5–2,5°.

Недостатком в первых двух случаях является увеличение габаритной осадки судна в режиме плавания; в третьем — возрастание сопротивления из-за «замыкания» дополнительных плоскостей на ходу, к тому же эта схема не устраняет «проваливания» крыла при сходе с волны.

Устройство и управление катером Часть. 1

Возможность отдыха на воде, даёт нам много эмоций, неважно активный это отдых или рыбалка, прогулка по узким протокам или путешествие ( круиз) и много другое. Много радостных и счастливых моментов приносит нам катер, но далеко не все знают, как он устроен и как им управлять. В этой статье я хотел бы рассказать Вам немного про устройство и управление.

Катер, это общее название малых судов, главное отличие катера от лодки, это наличие мотора в качестве силовой установки, от моторных лодок отличается стационарным способом установки мотора ( силового агрегата). Изначально катерами назывались лёгкие одномачтовые суда. Впрочем, широко распространены катера с каютами со спальными местами, с гальюном, при этом рассчитанные на установку нескольких именно подвесных моторов, нередко общей мощностью в несколько сотен л/с.

Рассмотрим вариант схематичного катера, яхта моторная, глиссирующая.

1.Стекляные двери 2.Трап на верхнюю палубу 3.Поручень 4.Флайбридж 5.Ходовые огни 6.Антенна Радиолокатора 7.Радиоантенна 8.Пост управления 9.Прозрачный брызгоотбойник 10.Матрас солярий 11.Остекление главной рубки 12.Кокпит 13.Швартовная утка 14.Кормовая палуба 15.Дверцы 16.Релинг 17.Световой люк 18.Лебёдка якорная 19.Якорь 20.Цепной ящик 21.Носовая палуба 22.Стол 23.Моторный отсек 24.Аварийный привод руля 25.Отсек привода руля 26.Аккумуляторный отсек 27.Камбуз 28.Гальюн 29.Иллюминатор 30.Носовая каюта 31.Водяной танк 32.Рундук 33.Гостевая каюта 34.Топливный бак 35.Ватерлиния

Так выглядит судно, позволяющее отдыхать на речных и морских просторах. Спальные каюты, удобные диваны, санузел, кухня, всё необходимое, что нужно человеку. Но не стоит забывать о том, что не так просто управлять всем этим большим набором удобностей!

Для управления любым типом моторного судна, необходимо пройти специальное обучение и получить удостоверение. Для этого есть школы, в которых научат Вас и расскажут всё в деталях, что к чему. Управление водномоторной техникой очень ответственное дело, не поленитесь, изучите всё в деталях, советуйтесь и спрашивайте уже у опытных капитанов.

Нужно учитывать, на управление судном влияет много факторов, ветер, течение, обводы катера, количество винтов и двигателей, вес катера и его загруженность, высота катера, его осадка и много другое.

Управление судном осуществляется за счёт поворотных колонок, рулевого пера.

Рулевое перо, эффектно работает, когда судно движется относительно воды либо на него отбрасывается поток воды от винта, даже при кратковременном включении редуктора на ход вперёд. Если перо руля стоит ровно, направленно строго в сторону носа, судно будет двигаться прямо, а если его отклонить в сторону то вода будет оказывать давление на него со стороны того борта, куда переложен руль, и поворачивает судно.

При движении вперёд, корма судна может разворачиваться в сторону вращения винта

На судне с двумя винтами один винт « левый», а другой « правый», и вращаются они в разных направления.

Такие суда гораздо более манёвренные За счёт одновременного противоположного вращения винтов поперечный упор полностью нейтрализуется.

Рулевые поворотные колонки и подвесные моторы, для управления направлением судна осуществляется с помощью винта, перо руля отсутствует. Управляется такое судно только при работающем двигателе, когда винт осуществляет вращение.

Степень влияния ветра на судно определяется силой ветра и его направлениям относительно курса судна.

В наибольшей степени на судно воздействует боковой ветер, когда оно стоит или движется малым ходом. В этом случае резко увеличивается дрейф ( боковой снос) судна, что нужно особо учитывать при движении в тесной гавани и стараться вести судно ближе к наветренной стороне.

На этом я бы хотел остановиться и продолжить в следующей статье, в ней я расскажу про подход к причалу и отход, разворот и сложные погодные условия.

Устройство катера

2.

Основные элементы маломерного судна

Маломерное судно, как и любое транспортное судно, по своей композиции делится на корпус (само судно) и надстройку или рубку.

Надстройка — конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса).

Рубка — конструкция на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещения для управления судном и двигателем.

Носовая часть палубы называется баком, надстройка над ним — баковой. Кормовая часть палубы называется ютом, надстройка над ним — ютовой.

Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. Большинство моторных катеров имеет надстройку, где рубка совмещается с помещением для пассажиров. Вместо надстройки часто устанавливают бортовые ограждения от захлестывания воды, с ветровым стеклом и неполным постоянным или откидным тентом.

Читать еще:  Самый длинный сом

Корпус судна является основной частью судна, он состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки — оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы.

Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю — кормовой, боковые стороны, или стенки корпуса, называют правым и левым бортами, если смотреть с кормы на нос судна. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой — надводной. Нижнюю часть корпуса называют днищем, а верхнюю, горизонтальную, — палубой. Палуба на маломерных судах, например мотолодках, может отсутствовать.

Фальшборт — легкая конструкция — продолжение борта над палубой в носовой и средней части судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом. Фальшборт может быть временным, деревянным или брезентовым, поднимаемым па время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Кокпитом называется открытое помещение для команды или пассажиров в корпусе судна, окаймленное по краю комингсом, предохраняющим от захлестывания волн.

Набор корпуса судна (рис. 3) — конструктивное оформление, состоящее из следующих продольных и поперечных связей:

Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки, киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля), им заканчивается набор корпуса судна с носа.


Рис. 3. Конструктивный чертеж быстроходного катера: 1 — киль; 2—форштевень; 3—транец; 4 — скуловой стрингер; 4а — скуловая планка; 5—привальный брус; 6— планширь (ватервейс); 7 — флортимберс; 76 — топтимберс; 8—наружная обшивка; 9 — пазовая рейка; 10 — настил палубы; 11 — бимс; 12 — буртик; 13 — комингс; 14 — брус фундамента; 15 — надмоторный люк; 16 — брештук; 17 — кница; 18 — скуловая кница; 19—водонепроницаемая переборка; 20 — лежни слани; 21 — слань; 22— внутренняя обшивка


Рис 4. Продольный разрез моторного барказа типа ВМ: 1 — форпик; 2 — ахтерпик; 3— продольные банки: 4 — поперечные банки; 5 — бортовые отсеки для хранения спасательных нагрудников; 6 — отсек топливных цистерн; 7 — ящик для хранения запасных деталей и инструментов; 8—двигатель; 9 — реверс-редуктор; 10 — соединительная муфта; 11 — гребной вал; 12 — дейдвудная труба; 13—бронзовый трехлопастный винт; 14 — обтекатель; 15 — дейдвуд; 16— рычажный румпель; 17 — перо руля; 18 — баллер; 19 — рулевой крюк; 20 — подпятник; 22 — скользящая муфта; 24барабан штурвальная рама; 28 — банка; 29 — штурвальное колесо; 30 — бортовой отличительный огонь; 32 — роульс;33 — битенг

Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля), им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задней — рудерпост, на который навешивается руль.

На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры—внутренние продольные связи под крепления обшивки, они делятся на бортовые и днищевые — кильсоны,

Карлингсы — продольные подпалубные связи.

Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса.

В теоретическом чертеже шпангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Шпация — расстояние между двумя шпангоутами.

Бимсы — поперечные связи палубы.

Корпус маломерного судна может быть разделен поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки могут доходить до палубы или быть различными по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком, крайний кормовой отсек — ахтерпиком.

1. Продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта.

2. Деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь — плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, выполняющая роль наружного привального бруса, который служит для защиты бортов от повреждения.

Комингсы — конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Сланью, или поелом, называются щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Кроме корпуса судна, любительское судно имеет ряд устройств и оборудование: рулевое, швартовое, якорное и т. д. Они описаны в разделе III «Судовая практика».

Ниже в порядке примера приводится описание устройства моторного барказа для перевозки людей и грузов БМ-16 (рис. 4 и 5).

БМ-16 имеет следующие технические данные: длина наибольшая 10, 4 м; ширина наибольшая 2, 86 м;водоизмещение с полной нагрузкой 8, 3 т; осадка 0, 61 м; наибольшая скорость хода 7 узлов; мощность двигателя при 1500 об/мин 20 л. с.; дальность плавания при скорости 7 узлов—13 миль; район плавания — прибрежная 20-мильная полоса; мореходность при состоянии моря: до трех баллов барказ допускается к плаванию при полной нагрузке (52 человека) и любых оборотах двигателя; до четырех баллов барказ допускается к плаванию при 50-процентной нагрузке (26 человек) и средних оборотах двигателя; свыше четырех баллов барказ допускается к плаванию с уменьшенной нагрузкой и при малых оборотах двигателя.


Рис. 5. Рулевое устройство моторного барказа БМ-16: 16 — рычажный румпель; 18—баллер; 21 — штуртрос; 23 — планка, движущаяся в прорези румпеля; 25 — одношкивные ролики; 26 — талреп; 27 — штурвальная рама; 28 — банка;31—киповая планка

Корпус барказа деревянный. Набор изготовлен из дуба и скреплен латунными и стальными болтами, а также шурупами. Наружная обшивка сосновая, диагонально-продольная. Наружный слой продольный, а внутренний диагональный. Между слоями обшивки для водонепроницаемости проложена бязь на подмазочном лаке. Обшивка к набору крепится шурупами.

В оконечностях барказа (см. рис. 4) расположены отсеки, в носу — форпик 1, в корме — ахтерпик 2, предназначенные для хранения предметов снабжения. Внутри корпуса для сидения по обоим бортам установлены продольные 3 и две поперечные банки 4. Под продольными банками в бортовых отсеках 5 хранятся спасательные нагрудники, а в отсеке 6установлены топливные цистерны. Под кормовой банкой 4 оборудован ящик 7 для хранения запасных деталей и инструментов.

В корме барказа на специальном фундаменте установлен двигатель 8 с реверс-редуктором 9. Вращение от реверс-редуктора через соединительную муфту 10 передается гребному валу 11, который проходит через дейдвудную трубу 12,расположенную в дейдвуде 15. На конце гребного вала насажен бронзовый трехлопастный винт 13 с обтекателем 14.

Управление барказом производится с помощью рулевого устройства, которое состоит из руля, тросовой передачи и штурвала. Руль у барказа навесной, за транцем. Барказные рули бывают деревянными со съемными румпелями (как у шестивесельного яла) и металлические — сварные.

Металлический руль состоит из пера руля 17 и баллера 18, имеющего два рулевых крюка 19 для навешивания руля. Баллер пяткой опирается на подпятник 20, который защищает гребной винт от поломки при касании грунта и посадке барказа на мель. К головке баллера приварен изогнутый рычажный румпель 16, к свободному концу которого крепится штуртрос 21 (см. рис. 5). Крепление штуртроса к румпелю осуществляется с помощью скользящей муфты 22или планки 23, движущейся в прорези румпеля (см. рис. 4 и 5).

Штуртрос представляет собой кусок стального троса, середина которого заложена тремя-четырьмя шлагами на барабан штурвала. Концы штуртроса пропущены через одношкивные ролики 25 и талрепами 26 крепятся к планке 23.Талрепы служат для регулировки натяжения штуртроса.

Барабан штурвала 24 изготовлен из стали, имеет по краям буртики, а посредине — стопорный винт для крепления среднего шлага, штуртроса, чтобы он не проскальзывал по поверхности барабана. Барабан штурвала вращается в подшипниках штурвальной рамы 27, установленной на банке 28. На оси барабана укреплено на шпонке штурвальное колесо 29.

Моторные барказы имеют иногда съемную сваренную из стальных листов рубку, расположенную над двигателем. Рубка имеет поручни, иллюминаторы, двери и люк для прохода подъемного стропа сверху. Снаружи на рубке устанавливаются ревун с кнопкой для сигнализации и педальный выключатель к звонку, с помощью которого передаются приказания мотористу. Внутри рубки, кроме звонка, установлен плафон для освещения.

На барказе установлена штепсельная розетка морского образца для включения переносной электролампы с электропроводом, применяемой для освещения, а также в качестве гакабортного или носового огня.

Огни, ревун, плафон в рубке и звонок питаются электроэнергией от аккумуляторной батареи.

Для швартовки, буксировки и постановки на якорь на барказе установлены киповые планки 31, утки, роульс 32 и битенг 33.

Источники:

http://vodnyimir.ru/Osnovnye_elementy_sudna.html
http://www.matrixplus.ru/katerposobie-006.htm
http://www.ouvtk.ru/done/sailing/UstroystvoMalomernihSudov.php
http://boatmarine.ru/articles/1385/
http://sinref.ru/000_uchebniki/03450morskoe_delo/010_uchebnik_sudovoda_lubitela_karlov_1979/006.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector