5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Узел петля

Узел петля

Рис. 75. “Травяная” петля

Беседочный узел (рис. 76). Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название “беседочный узел” происходит от глагола “беседовать” или от существительного “беседка”.

В нашем морском языке название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску — платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах.

Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь.

Оно произошло от английского термина “булинь”, обозначающего снасть, которой оттягивают наостренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса “булиневым узлом” (The Bowline Knol), или просто “булинем”.

На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком.

Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. В английской морской технической литературе его часто именуют “королем узлов” (King of Knols). Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает.

С учетом сферы его применения и отличных качеств беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и не морских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца.

Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полу-штыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным.

Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается “намертво”, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.

Основное назначение беседочного узла — это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона.

Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным.

Кроме того, из беседочного узла можно сделать надежную затягивающуюся петлю (см. рис. 85). Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку беседочный узел также можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.

Существует много способов вязки беседочного узла. Вниманию читателя предлагается самый рациональный и наиболее простой.

В жизни всегда может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2—3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его края примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке.

В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя.

Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево и перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю.

Держа правой кистью ходовой конец, левой потяните за коренной конец. Узел завязан вокруг вашей талии по схеме рис. 76. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе в темноте или с закрытыми глазами.

Представьте такую ситуацию: вы оказались за бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий.

Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю под мышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.


Рис. 76. Беседочной узел

Двойной беседочный узел (рис. 77). Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях.

При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками.

В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Объясним наиболее постой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом.

После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла гот конец нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть за правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию.


Рис. 77. Двойной беседочный узел

Боцманский узел (рис. 78). Этот старинный морской узел иногда называют “испанским беседочным”. Он так же, как и двойной беседочный, служит для подъема человека наверх или для опускании его с высоты.

Пользуясь боцманским узлом, в каждую из его двух петель просовывают ногу и рукой держатся за трос. Этим узлом можно поднять (или опустить с высоты) потерявшего сознание человека. Чтобы он не вывалился из двух петель, на его груди дополнительно завязывают ходовым концом троса один или два полуштыка.

Рис. 78. Боцманский узел (испанский беседочный)

Французский топовый узел (рис. 79). Петли этого узла а топах мачт парусных кораблей служили для крепления бакштагов, которые ввязывали в них шкотовым узлом свободные концы узла связывали прямым узлом и таким образом получали третью петлю, которую использовали для крепления штага. Один узел одновременно крепил три части стоячего такелажа.

Узел петля


Простой скользящий узел

(+) — самый простой затягивающийся узел;

— позволяет быстро изменить размер петли;

(-) — затягивается слабо, «ползёт»;

(!) — используется только в быту: стягивание мешка, рюкзака и т.п.

(+) — простой узел, легко развязывается;

— позволяет регулировать размер сдвоенной петли;

Читать еще:  Советы рыболову

(!) — используется только в быту для стягивания чего-либо.

— позволяет быстро изменять размер петли;

(!) — используется на тонких шнурах, лесках — на них затягивается очень прочно;

— удобен для привязывания крючков, мормышек.

(+) — дает возможность за счет схватывающего узла уменьшать или увеличивать длину петли;

(!) — удобен там, где нужно быстро изменить длину соединительной веревки, например, подтянуть оттяжку палатки, бивачного тента;

— применяется в альпинизме как петля самостраховки.

Узел «проводник» (I — петлей; II — одним концом)

(+) — узел легко вяжется как на конце веревки, так и в середине;

— может вязаться одним концом;

(-) — под нагрузкой сильно затягивается;

— «ползёт», особенно на жесткой веревке;

(!) — используется для крепления веревочной петли к чему-либо;

— при использовании узла для организации связок (в альпинизме) необходим контрольный узел;

— не рекомендуется использовать при больших нагрузках (буксировка автомобиля и т.п.).

Узел «восьмерка» (I — петлей; II — одним концом)

(+) — узел легко вяжется как на конце веревки, так и в середине;

— может вязаться одним концом;

— под нагрузкой сильно не затягивается;

(!) — удобен для образования надежной петли;

— применяется в альпинизме для организации связок и др.

Беседочный узел («булинь»)

(+) — простой и надежный узел;

— под нагрузкой сильно не затягивается;

(-) — «ползёт» при переменных нагрузках;

(!) — применяется для крепления веревки к кольцам, проушинам и т.п., для обвязывания вокруг опоры (дерево, столб, камень и др.);

— широко используется в альпинизме для организации связок при отсутствии специальных страховочных поясов или систем (пояс + беседка). Зависание в такой грудной обвязке при падении в трещину или при срыве на скалах на время более 10 минут, даже при наличии беседки, крайне опасно для жизни из-за нарушения кровоснабжения;

— необходим контрольный узел.

Использование узла «булинь» в морской практике

(!) — применяется для обвязывания туловища человека растительным или синтетическим тросом диаметром не менее 25 мм в качестве страховки при работе на высоте или за бортом, для вытаскивания человека, упавшего в воду;

— для связывания двух тросов любого диаметра и их комбинаций (стальной + растительный, синтетический + растительный и т.п.). Тросы соединяются петлями. Такое соединение одно из самых надежных,

— петля на тросе, завязанная «булинем», используется для швартовки.

Узел «двойной булинь»

— позволяет делать петли как одной, так и разной длины;

(-) — для правильного вязания нужна практика. Чтобы рисунок узла получался верным, нужно петлю «А» полностью вытянуть в противоположном от петель «Б» направлении (1), после этого затянуть узел (2);

(!) — удобен для крепления веревки путем накидывания петель на опору, крюк и т.п.;

— применяется в альпинизме для вязания беседки (каждая петля для одной ноги);

— в морской практике узел используется для страховки человека: в одной петле сидят, а другая охватывает тело под мышками.

(+) — узел легко вяжется, «не ползёт»;

— позволяет быстро регулировать размер петли в узле;

— под нагрузкой не затягивается;

(!) — удобен для оттяжек палаток;

— позволяет выставить вертикально, например, мачту телеантенны на земле или на крыше дома при помощи четырех растяжек;

(+) — узел легко вяжется, надежно держит;

— «не ползёт», при нагрузках сильно затягивается;

(!) — применяется там, где нужна надежная петля;

— может быть использован в альпинизме вместо «проводника» и «восьмерки»;

— удобен для привязывания рыболовных крючков.

Узел «австрийский проводник»

— вяжется как на конце веревки, так и в середине;

— под нагрузкой не затягивается;

— меньше ослабляет прочность веревки, чем «проводник» и «восьмерка»;

(-) — трудно запоминается, требует практики;

(!) — удобен для вязания веревочной лестницы, прочной петли;

— применяется в альпинизме для организации связок.

Узел «заячьи ушки»

(+) — образует двойную петлю, что увеличивает ее прочность на разрыв;

(-) — под нагрузкой сильно затягивается;

(!) — может использоваться везде, где нужна прочная петля;

— применяется в альпинизме для организации связок, для транспортировки пострадавшего на небольшую глубину (в этом случае длина петель — 40 см).

Обвязочная петля (I)

— под нагрузкой не затягивается;

(-) — «ползёт» при переменных нагрузках;

(!) — применяется там, где нужна надежная петля;

— требуется контрольный узел;

— может использоваться как вариант узла для вязания грудной обвязки в альпинизме (II).

Казачий узел (а-е ). Калмыцкий узел (г )

(+) — надежные узлы, «не ползут»;

— в варианте с петлей (калмыцкий узел) развязывается быстро;

(-) — трудно запоминаются, нужна практика;

(!) — используются там, где требуется надежная петля;

— калмыцкий узел может быть использован в альпинизме для организации спуска последнего участника.

Жилковая петля (два оборота петлей «а-б », три оборота «в »)

(+) — простой прочный узел;

— затягивается очень сильно;

(-) — на веревках и шнурах более 5 мм в диаметре затягивается плохо;

(!) — используется на тонких шнурах, капроновых нитях и рыболовных лесках.

Узел петля

Инны Александровны Скрягиной

Мы ежедневно вяжем узлы. Можно сказать, с них начинается наш день: мы завязываем шнурки ботинок, галстуки, кушаки. Отправляясь в дорогу, затягиваем веревкой вещи и снова вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют узлы – на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках, рыболовных снастях.

Одним словом, веревка (шнур, канат) была и остается важным средством в руках человека. В наши дни даже в космосе люди не смогли обойтись без веревки, (это был особый синтетический трос): она применялась в виде страховочного фала при выходе космонавтов из корабля в космическое пространство. Для каких бы нужд ни применялась веревка, она немыслима без узлов, сделанных на ней хитроумных переплетении, связок и петель. Как только мы берем в руки веревку, мы тут же начинаем думать, как ее завязать.

Существует немало профессий, работа в которых связана с вязкой узлов. Возьмите, к примеру, ткача, сапожника, портного. Умение завязывать узлы для них – операция исключительной важности, и они выполняют ее великолепно.

Без умения вязать узлы немыслимо себе представить профессионального моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника, такелажника, пожарного. Эти профессии требуют умения вязать особые, необходимые для них узлы. Людей этих профессий видно сразу уже по тому, как они в руки берут веревку.

Два слова о ловкости, которую проявляют умельцы при вязке узлов. Как утверждает “Книга рекордов мира”, издаваемая ежегодно английской пивоваренной фирмой “Гиннесс”, по скорости вязки узлов чемпионом является некий Клинтон Бэйли, американец из города Пасифик-Сити в штате Орегон. В апреле 1977 года на соревнованиях лиги любителей вязки узлов он за 8,1 секунды завязал шесть узлов – прямой, шкотовый, “баранью ногу” (колышку), выбленочный, беседочный и штык с двумя шлагами.

Но, как это ни удивительно, девять из десяти сегодняшних жителей, не имеющих отношения к перечисленным выше профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и умеют завязывать (хотя и не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две веревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не сумеют. Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: пол-узла и еще пол-узла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен. Надежность его нисколько не увеличивается, если добавляют еще один полуузел сверху двух.

Читать еще:  Петли рыболовные

Нередко мы тщетно пытаемся привязать собаку (едва не удушив ее), если у нас нет под рукой ошейника. Оказавшись на воде, мы не умеем прикрепить лодку к свае или рыму на причале, не знаем, как надежнее прикрепить к тросу якорь…

Большинство из нас не умеет завязывать простой и надежный узел, который в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда люди видят надежно завязанный, но не знакомый им узел, они восклицают: “О! Завязано морским узлом!”

Однако в наше время технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность в узлах и во всевозможных ручных поделках на тросе. Матрос современного торгового судна или военного корабля в своей работе обходится десятком (может быть двумя) узлов. Почему же моряки так беспечно отбросили и забыли наследие прошлого? Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо послужить им, как и рыбакам, горноспасателям, альпинистам, строителям, пожарным, яхтсменам и туристам?

Среди пожелтевших, хрупких страниц старинных морских книг живут забытые нами морские узлы. Их причудливые названия режут слух и даже сбивают с толку нашего морского современника. Но в этих узлах таится мудрость многих предыдущих поколений моряков всех стран, эти узлы воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.

Просматривая старинные отечественные руководства по морскому делу и сравнивая их с нашими современными учебниками и пособиями по эксплуатации морского торгового флота, невольно замечаешь, что незамысловатый ограниченный перечень морских узлов в них не меняется и их схемы и рисунки уже более столетия “кочуют” из книги в книгу. Многие эти схемы и рисунки воспроизведены с искажением и даже с ошибками, а некоторые рекомендации по применению узлов уже давно устарели в связи с внедрением в эксплуатацию синтетических тросов и вводом новых норм и требований по безопасности судовых работ.

Задумав написать эту книгу, автор отобрал из своей коллекции почти полторы сотни наиболее интересных и полезных для применения в морском деле и в быту узлов. Около ста из них ни разу не были опубликованы в отечественной литературе. Очевидно, они заинтересуют не только моряков и рыбаков, но и яхтсменов, альпинистов, строителей, пожарных и людей других профессий, чья деятельность связана с применением веревок и тросов. Наверняка многие из этих узлов понравятся рыболовам-любителям.

Меня часто спрашивают, как я начал собирать коллекцию узлов?

…Страсть к коллекционированию у меня проявилась еще в детстве. Мой отец, дед, прадед и прапрадед были кадровыми офицерами Российского военно-морского флота, и в доме, где я жил, хранилось множество интереснейших вещей, связанных с историей флота, судостроения и мореплавания. В дедовских сундуках, помимо истлевших морских мундиров, потускневших от времени эполетов и кортиков, находились старинные морские карты, атласы, лоции, в шкафах – сотни книг о море и кораблях. Мальчишкой я начал собирать различные изображения парусных кораблей, якорей, маяков, морских узлов, носовых фигур парусников.

Интерес к узлам у меня вызвал отец, который тогда служил боцманом на эсминце “Ленин” и в свое время на Балтике считался отличным такелажником. Он оснащал первые советские учебные парусные суда. До школы я умел пользоваться десятком морских узлов, нередко вызывая недоумение матери и бабушки.

В военно-морском училище я с увлечением занимался такелажным делом и в свободное от занятий время плел маты, вязал кнопы и оплетки для бутылок. Преподаватель кафедры морской практики и такелажных работ В.П. Цюсевич, который служил мичманом еще в царском флоте, был большим знатоком вязки узлов и, видя мой интерес к этому делу, показал мне, помимо учебной программы, минимум которой предусматривал умение вязать 36 узлов, способы вязки еще примерно 50 узлов. С тех пор, пополняя свою коллекцию, я стал зарисовывать схему всякого не известного мне узла, встретившегося в пособиях по такелажному делу, атласах морских узлов, старых отечественных и иностранных учебниках по морской практике.

Нередко приходилось видеть новые узлы и другие способы вязки уже известных узлов во время плаваний.

В 1966 году судьба свела меня с замечательным такелажником, большим мастером своего дела Георгием Калакатронисом – боцманом греческого теплохода “Эфтихия”, на котором я год плавал гарантийным представителем Всесоюзного объединения “Судоимпорт”. Поскольку за рубежом моряки знания вязки узлов стараются держать в секрете (особенно от своих коллег по судну), боцман “Эфтихии”, поняв, что я хочу зарисовать схемы некоторых узлов, сначала сказал, что он “все давным-давно позабыл”. Когда я сам показал вязку нескольких не известных ему узлов, Калакатронис предложил, как говорят торговые моряки, “чендж” – обмен “узел за узел”. Этот необычный обмен происходил при закрытых дверях каюты, так как боцман оговорил условие: “чтобы не видела команда”. Я показал греку полтора десятка узлов, вязать которые меня научили мичман В.П. Цюсевич и позже В.М. Грязнов – в свое время преподаватель такелажного дела Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова, один из авторов атласа “Судовые такелажные работы”. Особенно греку понравился калмыцкий узел. За него я получил не менее полезный и оригинальный узел, который в этой книге назван “пожарной лестницей”.

Узлы-петли

Английская петля (рыбацкая петля)

Английскую петлю используют для привязывания грузил, поводков и т. д. Ее можно вязать на середине и на краю лески. Ее легко завязывать, и она неплохо держит нагрузку.

Рис. 63. Английская петля (рыбацкая петля)

Последовательность завязывания узла английская петля

1. Сделать две параллельные петли, заходящие одна на другую (ходовой конец при формировании второй петли должен проходить с внутренней ее стороны).

2. Часть ходового конца, расположенного между петлями, завести в кольцо, образовавшееся при наложении петель одна на другую.

3. Затянуть узел, подтягивая леску за закрытую петлю и ходовой и корневой концы.

Второе название узла арбор – осевой – отражает его основное назначение: крепление лески или шнура к оси (крепление бэкинга к шпуле в нахлыстовой рыбалке, к барабану катушки). По своей сути этот узел является удавкой с использованием двух простых узлов.

Рис. 64. Узел арбор (осевой)

Последовательность завязывания узла арбор

1. Завести ходовой конец лески на ось катушки, сформировав открытую петлю, можно предварительно провести на месте крепления два шлага.

2. Ходовым концом сформировать вокруг корневого конца простой узел и затянуть его.

3. Сформировать на ходовом конце еще один простой узел и, подтянув его к первому, затянуть узел.

Дубовую петлю используют для соединения «петля в петлю», для крепления поводков, крючков, воблеров и кормушек. В отличие от дубового узла, ее можно вязать на шнурах и всех видах лесок, в том числе и синтетических. Это самая простая из незатягивающихся петель, хорошо держит нагрузку. Основные ее недостатки – сильное повреждение лески в месте перегиба и очень трудное развязывание после приложения нагрузки.

Читать еще:  Топ лучших спиннингов

Рис. 65. Дубовая петля

Последовательность завязывания дубовой петли

1. Сложить ходовой конец в открытую петлю.

2. Сформировать с помощью петли простой узел.

3. Смочить и затянуть петлю.

Этот узел относится к группе незатягивающихся петель и является производной дубовой петли. Жилковую петлю часто называют двойной простой петлей. Положительным свойством жилковой петли является легкое развязывание после приложения нагрузки. Вяжут эту петлю на синтетических монолесах и плетенках небольшого диаметра.

Рис. 66. Жилковая петля

Последовательность завязывания жилковой петли

1. Сложить ходовой конец в открытую петлю.

2. Сформировать с помощью петли простой узел и сделать дополнительный шлаг.

3. Смочить и затянуть петлю.

Свое название узел получил от имени финской фирмы, выпускающей снасти для рыбалки, – Rapala (название фирмы разработчика Jam knot). Узел представляет собой неподвижную петлю, предназначенную для крепления блесен, воблеров, приманок и крючков. Рапала хорошо держит нагрузку, почти не ослабляет леску, хорошо работает со всеми видами монолесок и плетенок. Положительным моментом этого узла является то, что он позволяет воблеру всегда быть в правильном положении и двигаться естественно и натурально.

Рис. 67. Узел Рапала

Последовательность завязывания узла Рапала

1. Отступив от края лески 10–20 см, сформировать простой узел и завести ходовой конец через кольцо крючка или воблера.

2. Провести ходовой конец через простой узел и сделать на корневом конце 4–5 оборотов.

3. Ходовой конец вновь провести через сформированный ранее простой узел и вновь сформированную петлю.

4. Смочив водой, аккуратно затянуть узел.

Совершенная петля (петля удильщика)

Этот узел предназначен для формирования неподвижной петли на конце лесы. Петля удильщика известна довольно давно, первые письменные упоминания о ней датированы еще 1870 годом. Применяется для крепления петля в петлю (в нахлыстовой рыбалке соединяет лидер и нахлыстовой шнур), крючков и блесны к леске. Этот узел хорошо держит нагрузку, его можно вязать на всех типах лесок, и он не допускает проскальзывания на синтетических лесках. После завязывания создает прочный узел, который после приложения нагрузки трудно развязывается.

Рис. 68. Совершенная петля (петля удильщика)

Последовательность завязывания совершенной петли

1. Сформировать ходовым концом закрытую петлю.

2. Сформировать вторую петлю поверх первой.

3. Провести ходовой конец между петлями.

4. Провести верхнюю петлю через нижнюю.

5. Намочить леску и затянуть узел.

По своей сути такая петля – производная от двойного бегущего узла. Хирургическая петля не дает жесткой фиксации объекта, и применяют ее для крепления к основной леске поводков, грузил, кормушек. Благодаря простоте вязки щадящего леску узла хирургическая петля получила широкое распространение среди любителей рыбной ловли, особенно фидером. В зависимости от задач можно выделить несколько вариантов хирургической петли: классическая, симметричная, асимметричная, со свободным концом лески (патерностер).

Рис. 69. Хирургическая петля

Последовательность завязывания классической хирургический петли

1. Конец лески сложить вдвое.

2. Завязать леску простым узлом с двойным оборотом.

3. Смочить леску и затянуть петлю.

8 простых узлов, которые выручат в любой ситуации

В жизни случается всякое. Скажем, вам нужно забраться на небольшую высоту, привязать груз или вытащить машину из ямы. В подобных случаях не обойтись без правильно связанной веревки, поэтому умение вязать надежные узлы — крайне полезный навык.

AdMe.ru решил помочь вам освоить 8 самых простых и полезных узлов, которые пригодятся в любой ситуации.

Затягивающий узел

Как делать. Берем край веревки и складываем его буквой «Z». Коротким концом делаем 3–4 оборота вокруг веревки и продеваем его в нижнюю петлю. Затягиваем веревку с помощью верхней, рабочей петли.

Где применить. Такой узел удобно крепить к различным предметам. Например, поднимать или опускать предметы с узким горлышком.

Связывание шестов

Как делать. Для начала делаем обычный узел на одной из планок. Затем прикладываем к ней вторую и делаем 5–8 оборотов вокруг. Оставшимся концом стягиваем обвязку, продевая его между жердей.

Где применить. Такие обвязки довольно прочные и могут быть использованы для получения одного длинноного шеста, устранения перелома или простого связывания двух и больше палок.

Узел «Констриктор»

Как делать. По центру веревки делаем петлю. Затем одну из сторон переворачиваем так, чтобы веревка была в форме восьмерки. Теперь берем за центр этой восьмерки (место пересечения) и просто складываем петли в готовый узел.

Где применить. Особенность этого узла в том, что после затяжки в обратную сторону он сам не развяжется. «Констриктор» подходит, чтобы затягивать мешки, пережать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, можно даже пользоваться им как жгутом.

Узел «Лестница»

Как делать. В левую руку берем конец веревки. Правой рукой обратным хватом переворачиваем петлю и фиксируем веревку в левой руке. То же повторяем с оставшейся веревкой. Затем конец веревки (который болтается снизу) продеваем в петлю, хватаем за него, бросая остальное. Теперь вся веревка в узлах, промежуток которых равен величине петли.

Где применить. Такую веревку можно использовать при спуске, подъеме на высоту или чтобы вытянуть машину из ямы.

«Бочечный» узел

Как делать. Кладем предмет на веревку и обвязываем его самым обычным узлом, которым завязываем шнурки. Затем петлю узла растягиваем на стенки предмета и затягиваем.

Где применить. Такой узел часто используется для поднятия тяжелых круглых предметов. Кроме того, им удобно поднимать несколько предметов сразу. Или использовать вместо ручки для ведер, банок, бочек.

Узел «Прусика»

Как делать. Берем край петли из тонкой веревки и делаем 3–4 витка вокруг основной веревки, при этом пропуская конец через петлю. Без нагрузки этот узел отлично скользит по веревке и его можно легко передвигать рукой. Но если на узел подается нагрузка, то он затягивается намертво и не сдвинется с места.

Где применить. С помощью таких узлов можно легко подниматься по веревке на любую высоту или подвесить какой-либо предмет.

Узел «Ручка»

Как делать. Отмерьте веревку такой длины, чтобы она полностью огибала большой плоский предмет. Концы веревки свяжите обычным узлом, а остальную часть перекиньте на другую сторону, чтобы веревка была на 1/3 высоты предмета. Возьмите за середину веревки с двух сторон и используйте как ручку для переноса.

Где применить. Удобен для переноски больших плоских предметов, которые сложно охватить рукой. Хват в районе центра тяжести позволяет без усилий наклонять предмет при подъеме и спуске по лестнице.

Прямой узел

Как делать. Возьмите две веревки и перекрестите их (красную поверх синей), чтобы образовался полуузел. Перекрестите их еще раз (красную поверх синей) и затяните оба конца, чтобы образовался прямой узел.

Где применить. Один из самых простых узлов для связывания двух веревок. Можно использовать, если нужно что-то временно подвязать при небольших нагрузках. При больших нагрузках на связанные тросы и при их намокании прямой узел сильно затягивается. Но развязать его очень просто.

Источники:

http://okafish.ru/uzel/u5.htm
http://www.k2x2.info/hobbi_i_remesla/uzly/p4.php
http://www.litmir.me/br/?b=169679&p=17
http://diy.wikireading.ru/9194
http://www.adme.ru/svoboda-sdelaj-sam/8-prostyh-uzlov-kotorye-vyruchat-v-lyuboj-situacii-1482865/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector