Лодочные моторы ветерок
Обзор лодочных моторов Ветерок
Мотор «Ветерок» начал изготавливаться на Ульяновском заводе. Он должен был прийти на смену мотора Стрела, которая начала терять популярность в силу очевидных недостатков конструкции. Предполагалось использование более современных технологий изготовления, при которых рабочий объём останется прежним, а конструкция будет лишена известных недостатков. Запущено производства мотора «Ветерок-8» было в 1964 году.
Общее описание
При объёме 173 см3 лодочный мотор «Ветерок» смог получить мощность в 8 л. с. В основе двигателя использовалась 2 цилиндра, схема предполагала размещение подвески на пружинах для сильного снижения вибрации. Был сконструирован качественный кожух и поддон, которые благодаря подгонке имели высокую степень защиты от заливания.
Устройство лодочного мотора «Ветерок»:
- двухтактная система;
- присутствует продувка камеры с кривошипами по дефлекторной методике;
- впуск горючего производится с помощью пластинчатых клапанов;
Мотор «Ветерок» начал изготавливаться на Ульяновском заводе
- туннельный картер не имеет разъёмов вдоль оси коленвала;
- коленчатый вал исполнен из стали, он соединён с картерной крышкой. Устанавливается сверху. В конструкции используется шариковый подшипник снизу, игольчатый посередине и обе разновидности сверху;
- шатуны выполнены из стали по методу штамповки с двутавровым сечением;
- для вращения головок кривошипов используются свободные иглы 2,5х12 мм. Аналогичные иглы применяются в игольчатых подшипниках коленвала;
- в головку шатуна встроена специальная втулка из бронзы методом прессования;
- поршень изготавливается из алюминия и обладает 3 кольцами из чугуна, они закрепляются с помощью проворачивания стопора;
- цилиндр двигателя отливается из алюминия и комплектуется чугунными гильзами.
Лодочный мотор «Ветерок-8» вышел самым малошумным двигателем из всех существующих моделей отечественного производства, причём эти показатели даже по сегодняшним меркам впечатляют.
Система зажигания использовала унифицированное устройство с известным мотором «Москва», в основе применялось магнето МЛ-2-С. Маховик немного отличался, теперь используется 3 магнита, это сделано с целью достижения более мощной искры и облегчения запуска. Характеристики карбюратора мотора «Ветерок-8» также немного отличались, в конструкции использовалась воздушная заслонка для пуска и устроен перемещаемый основной жиклёр.
Для холостого хода в конструкции предусмотрено использование муфты, она размещается на вале вертикального расположения. Такая система обеспечила возможность полностью исключать из работы редуктор, ведь в нём может быть густая смазка, создающая дополнительное сопротивление. Конструкция муфты способствует лёгкому пуску. Лодочный мотор «Ветерок-8» вышел самым малошумным двигателем
Водная помпа устанавливалась снизу дейдвуда, а для снижения риска повреждения в ней используется крыльчатка из резины, она подходит с «Москвы». Первые модели получили редуктор, использующий шестерни с прямым размещением зубьев.
Особенно часто в отзывах о моторе «Ветерок-8» фигурирует лёгкий вес – 26 кг.
Аналогия с «Москвой» отмечается и в конструкции топливной системы:
- насос диафрагменного типа, он приводится в движение изменением давления в лодке;
- внешний бензобак и шланг;
- груша для подкачки топлива.
Благодаря размещению свечи в нижней плоскости цилиндра удаётся, не снимая кожуха мотора, получить доступ к свечам. Снизу можно снимать бензонасос и карбюратор. Внизу кожух закрепляется на дейдвуде с помощью 4 винтов. Сверху используется крышка кожуха из пластика.
Для пуска применяется ручной механизм, а именно: самоубирающийся трос. Благодаря размещению механизма снизу снижается риск откидывания двигателя во время запуска и облегчается доступ к магнето. Когда пользователь тянет за шнур, образуется вращение шкива и шестерни, которая входит в сцепление с венцом от маховика. Это приводит к вращению коленчатого вала и запуску мотора, затем шестерня теряет захват с маховиком, и можно начинать движение.
Шнур возвращается из-за установки пружины, вращающейся в противоположную сторону, она наматывает трос. Кронштейн используется для задания направления троса. При необходимости можно без особого труда снять механизм пуска с мотора, для этого нужно только открутить 4 винта. Лодочный мотор Ветерок-9.9
В основе дейдвуда лежит верхний фланец, он закрепляется на картере и блоке, а нижняя часть соединяется с проставочной частью мотора, располагаемой под водой. Для снижения вибрации к дейдвуду крепится 4 пружины. Соединение с плитой и румпелем помогает управлять мотором.
Качество пуска и работы на низких оборотах увеличивается за счёт сообщения внутренней полости с воздухом через соответствующее отверстие. Для предотвращения поступления газов из отверстия при высокоскоростном движении применён водяной затвор.
Для улучшения качеств иногда делают лодочный мотор-гибрид: «Ветерок» с добавлением запчастей от «Москвы» и «Садко», иногда просто берётся только дейдвуд от «Ветерка». Ознакомиться с результатом сборки лодочного мотора «Ветерок-8» и других запчастей можно, просмотрев видео.
Отзывы в отношении мотора «Ветерок» были довольно хорошими, и производитель решил увеличить функциональность устройства. В 1978 году запущено изготовление конструкции «Ветерка-8Э» с электронным магнето, которое имеет катушку генератора и позволяет работать габаритным огням мощностью до 30 Вт.
Лодочный мотор «Ветерок-8М» стал последователем стандартной модели, в нём была пересмотрена конструкция ряда узлов:
- втулка из бронзы на головке шатуна теперь заменена подшипником игольчатого типа;
- улучшенное магнето типа МБЭ-8, оно отличается большей надёжностью, так как в конструкции улучшена система охлаждения тиристоров;
- гребной винт и демпфер теперь соединяются посредством шлицев, это позволило улучшить надёжность ступицы;
- антикавитационная плита потребовала изменения формы;
- устранён риск формирования наклёпа в местах соединения вала с шестернями, что ухудшало пуск;
Лодочный мотор «Ветерок-8М»
- на единицу повышена степень сжатия – с 6 до 7;
- несколько изменена форма румпеля;
- снижен объём бака для топлива, раньше вместимость составляла 20 л, теперь 14 л;
- мотор «Ветерок-8М» оснащается 2 винтами гребного типа для движения при малой и полной загрузке.
Далее, начался выпуск лодочного мотора «Ветерок-8Р», а также У, РУ, но акцент поставлен уже на «Ветерок-12». Снижение спроса на 8-сильные моторы привело к производству двигателя в ограниченных количествах.
Практически всё время выпуска 8-сильного двигателя параллельно продавался лодочный мотор «Ветерок-12». В основе его конструкции использовалась идея максимальной унификации деталей с другими моторами на 250 см3. При создании конструкции ход поршня не подвергся изменению, но диаметр увеличен на 10 мм и стал 60 мм.
Все подводные части мотора, благодаря сохранению работы поршня, не пришлось изменять. Из-за большей высоты головки появилась необходимость в другом кожухе с упрощённой формой. Косозубые шестерни позволили передавать большую мощность внутри редуктора. Новая версия стала всего на 3 кг тяжелее «восьмерки», но при этом мотор «Ветерок-12» весил меньше «Москвы».
В будущем сами пользователи переставляли кожух и шестерни с 12-сильного двигателя на лодочный мотор «Ветерок-8М», это увеличивало удобство и надёжность использования мотора. По многочисленным отзывам водномоторников, лодочные моторы «Ветерок-8» стали самыми надёжными в отечественной истории. В отношении 12-сильного мотора отзывы не так благосклонны, так как унификация привела к негативному эффекту. Мотор «Ветерок-12» показал себя слишком короткоходным, что привело к увеличению нагрузки на верх головки шатуна – свыше 40%. Лодочный мотор Ветерок 8
Работа бронзовых втулок проводилась с нагрузкой, она была настолько большой, что превышала критические отметки, нередко их ресурса было недостаточно даже для 100 часов работы. Первые модели были способны работать без ремонта на протяжении десятилетий, а 12-сильные моторы требовали замены шатунов или втулок каждые 2–3 года. Защититься от избыточного износа можно с помощью отказа от езды на полном ходу. Достаточно выйти на глиссирование, а затем убавлять количество оборотов до рабочих показателей.
Технические характеристики «Ветерок-8»
Самая известная и распространённая модель – «Ветерок-8», во многом благодаря ей был заслужен авторитет компании.
Характеристики лодочного мотора «Ветерок-8»:
- мощность – 8 л. с.;
- тип двигателя – 2-тактный, работает на бензине, имеет встроенный карбюратор;
- цилиндры – 2 шт.;
- обороты на полном ходу – 5000 об./мин.;
- объём рабочей камеры – 173 см3;
- размер цилиндра – 50 мм;
- движение поршня – 44 мм;
- уровень сжатия – 6;
- тип зажигания – МЛ-10;
- вместимость бака для горючего – 20 л;
- рекомендуемая высота транца – 0,38 м;
- вес – 26 кг.
Технические характеристики «Ветерок-8М»
Технические характеристики «Ветерок-8М»
- мощность – 8,25 л. с.;
- тип двигателя – 2-тактный, работает на бензине, имеет встроенный карбюратор;
- цилиндры – 2 шт.;
- обороты на полном ходу – 5000 об./мин.;
- объём рабочей камеры – 173 см3;
- размер цилиндра – 50 мм;
- движение поршня – 44 мм;
- уровень сжатия – 6;
- тип зажигания – МБЭ-1;
- вместимость бака для горючего – 14 л;
- рекомендуемая высота транца – 0,38 м;
- вес – 24,5 кг.
Технические характеристики «Ветерок-12»
Характеристики мотора «Ветерок-12» изменены в пользу увеличения мощности, но из-за ряда конструкционных недочётов, несколько пострадала надёжность модели:
- мощность – 12 л. с.;
- тип двигателя – 2-тактный, работает на бензине, имеет встроенный карбюратор;
- цилиндры – 2 шт.;
- обороты на полной ходу – 5000 об./мин.;
Технические характеристики «Ветерок-12»
- объём рабочей камеры – 249 см3;
- размер цилиндра – 60 мм;
- движение поршня – 44 мм;
- уровень сжатия – 6;
- тип зажигания – МЛ-10;
- вместимость бака для горючего – 20 л;
- рекомендуемая высота транца – 0,38 м;
- вес – 26,5 кг.
Выпускалось много модификаций мотора, в некоторых использована другая система зажигания, обычно она аналогична моделям «Ветерок-8» одного периода выпуска.
Отзывы владельцев
Отзывы владельцев о лодочных моторах «Ветерок» найти несложно, так как за весь период производства их было выпущено сотни тысяч экземпляров.
Александр:
«В использовании „Ветерок-8“ с 1971 года и существенных нареканий не могу высказать, естественно, приходится кое-что подгонять, отшлифовать или перебирать, но это рабочие моменты, они много где встречаются. Работает мотор без существенных изъянов, правда, сейчас дефицит запасных частей с завода, а новые – в большей мере брак или подделка».
Дмитрий:
«Неприхотливость мотора заслуживает уважения, хотя по редуктору немало камней попало. Импортные модели за 1 случай проникновения камней нередко ломаются, и приходится переделывать редуктор. Стоимость починки иностранных моторов огромная, а «Ветерок» относительно дешёвый, часто удаётся обойтись собственными силами».
Владислав:
«Сейчас на досуге занимаюсь доводкой различных катамаранов, в том числе для глиссирования. На многих стоял „Привет-22“, я их заменил на „Ветерок-12“, это практически не привело к снижению скорости. Затем пошёл дальше и установил „Ветерок-8“, даже при загрузке катамаран «прёт» хорошо, но экономия горючего значительная».
Обзор отечественного лодочного мотора “Ветерок”
Сегодня рассмотрим один из самых популярных российских, вернее даже советских моторов – “Ветерок”. Почему советских? – Потому, что производство мотора “Ветерок-8” было запущено в далеком 1964 году в городе Ульяновск.
Вообще, предполагалось, что моторы “Ветерок” придут на смену моторам “Стрела”, так как у них были технические недостатки. А у агрегатов “Ветерок” уже была обновлена технология производства, что позволило при том же рабочем объеме двигателя устранить все известные недоработки предыдущего мотора.
Общая информация о моторе
Это двухтактный мотор (2-х цилиндровый) с рабочим объемом в 173 кубических сантиметра, мощность которого равна 8 лошадиных сил. В данном моторе подвеска размещалась на пружинах, что позволяло значительно снизить вибрацию. Поддон и кожух мотора были сконструированы и подогнаны довольно качественно, благодаря чему было минимизировано заливание мотора.
Как устроен мотор “Ветерок” (кратко):
– Двухтактный(2-х цилиндровый) мотор;
– Есть продув камеры с кривошпами по методике дефлектора;
– Смесь подается благодаря пластинчатым клапанам;
– В туннельном картере отсутствуют разъемы по оси коленвала;
– Стальной коленвал соединен с крышкой картера и расположен сверху. Непосредственно в самой конструкции применяется: снизу — шариковый подшипник, посередине — игольчатый, сверху сразу два вида.
– Стальные шатуны изготовлены штамповкой с двутавровым сечением;
– Чтобы вращались головки кривошипов в ход идут свободные иглы 2.5*12 миллиметров. Точно такие же иглы установлены в игольчатых подшипниках коленчатого вала;
– В головке шатуна запрессована специальная бронзовая втулка;
– Алюминиевый поршень имеет 3 чугунных кольца, которые крепятся благодаря привинчиванию стопора;
– В алюминиевом цилиндре применяются чугунные гильзы.
Удивительно, но лодочный мотор “Ветерок-8” – это самый тихо работающий двигатель из тех, что производили в нашей стране. Даже если сравнивать с популярными моделями моторов, он довольно тихий.
Система зажигания моторов “Ветерок”
Что касается системы зажигания, то она была очень схожей с мотором “Москва”, основу составляло магнето МЛ-2-С. Однако, чтобы облегчить запуск мотора, в маховик добавлен третий магнит. Это позволило добиться более сильной искры, ну и, соответственно, упрощение пуска. Отличия были и в карбюраторе — применялась воздушная заслонка для запуска и сделан подвижный главный жиклер.
Для холостой работы в моторе уже применяется муфта, благодаря которой из схемы был исключен редуктор (из-за смазки которого создавалось доп. сопротивление). Муфта находится на вале вертикального расположения, благодаря чему упрощен пуск.
Внизу дейдвуда установлена помпа водного охлаждения, внутри которой применена резиновая крыльчатка (Взаимозаменяемая с мотором “Москва”). Изначально в редукторе использовались шестеренки, в которых зубчики расположены прямо.
Большинство рыболовов хвалят данный агрегат не только за тишину работы, но и за облегченную конструкцию, ведь его вес составляет всего 26 килограмм.
Также прослеживается сходство с мотором “Москва” в конструкции топливной системы:
– Диафрагменный насос, который запускается при изменении давления в лодке;
– Ручной насос для накачки смеси(груша);
– Точно такой же бак и шланг.
Без снятия кожуха с мотора можно добраться до свечей мотора, благодаря тому, что свечи располагаются в нижней части цилиндра. Также можно снизу снять бензиновый насос и карбюратор.
Нижняя часть кожуха сидит на 4 болтах на дейдвуде. Верхняя часть выполнена из пластика — играет роль крышки.
Запуск мотора:
Как у большинства навесных моторов, для старта у “Ветерка” используется ручной механизм, который выглядит как самоубирающийся трос.
Чтобы запустить мотор, необходимо потянуть за шнур. Таким образом шкив и шестерни начнут вращаться, а с ними и венец маховика. Начинает вращаться коленвал и мотор начинает работать. После этого, у шестеренки пропадает сцепление с маховиком. На лодке можно плыть. А шнур под воздействием пружины, которая имеет обратное вращение, наматывается назад.
Верхний фланец располагается в основе дейдвуда, крепится на картере и блоке. Нижняя же часть агрегата соединена с проставочной и расположена в толще воды.
Чтобы снизить вибрацию к дейдвуду закреплено четыре пружины. Также есть соединение с плитой и румпелем, благодаря которому можно управлять лодкой.
Благодаря специальному отверстию, которое сообщается с внутренностями мотора, улучшена работа на низких оборотах и, соответственно, улучшен запуск агрегата. Чтобы выхлоп не попадал через отверстие применяется водяной затвор.
Многие рыболовы-охотники, чтобы улучшить некоторые характеристики мотора, собирают, так называемые, гибриды — часть запчастей от мотора “Москва”, “Садко”. Порой остается только один дейдвуд от “Ветерка”.
Мотор “Ветерок-8” набирал популярность в Союзе, люди хвалили его, поэтому компания-производитель в 1978 увеличивает функциональность мотора, выпустив новую конструкцию “Ветерок 8Э”. В нем устанавливался электронный магнето с катушкой генератора, благодаря которым к агрегату можно было подключать лампы до 30 Ватт.
Впрочем, “Ветерок – 8” не раз подвергался модернизациям, к примеру модель “Ветерок – 8М”, в данном агрегате был переработан целый ряд улов.
– Втулку, которая изготовлена из бронзы и расположена в головке шатуна заменили на игольчатый подшипник;
– Магнето заменен на модель МБЭ-8, которое отличалось своей надежностью и усовершенствованной системой охлаждения тиристоров.
– Повышена надежность ступичного узла, благодаря шлицевому соединению винта и демпфера;
– Переработана конфигурация антикавитационной плиты;
– Минимизирован риск создания наклепов, где вал соединялся с шестеренками. В дальнейшем это ухудшало запуск.
Характеристики «Ветерок-8М»
– На 1 пункт увеличена компрессия двигателя (с шести до семи);
– Доработке подверглась форма румпеля;
– Объем бензобака уменьшен до 14 литров.
– В комплекте было два винта для максимальной и минимальной загрузке.
Также были запущены в производство модели с приставками 8Р, 8У, 8РУ, однако приоритет пал на производство агрегатов с 12-ю л.с. Данное решение снизило спрос восьми сильные моторы, а также было минимизировано их производство.
“Ветерок – 12” также был унифицированным, при своей переработанной конструкции и увеличенному объему его вес увеличился только лишь на 3 кг.
Владельцы моторов заметив, что агрегаты унифицированы и взаимозаменяемы, стали создавать кастомные гибридные моторы из 8 и 12 сильных. Так например, на “Ветерок – 8М” ставили кожух и шестеренки от “Ветерок – 12”. Такая модернизация давала больше удобства в использовании агрегата, а также делала его более надежным.
Рыболовы-охотники признали, что лучшим мотором все же была восьмерка. Унификация двеннашки показала свою негативную сторону. Мотор стал короткоходным, более чем на сорок процентов увеличилась нагрузка наверх головки шатуна. Бронзовые втулки работали под большой нагрузкой и не выхаживали больше ста моточасов. Восьмерки бегали без ремонта десятки лет, а “Ветерок – 12” приходилось чинить каждые два года. Конечно выход был, не нагружать мотор по полной, но тогда зачем 12 сил?!
Компания производитель выпускала большое количество различных модификаций, которые имели отличия по разным узлам и блокам. Но больший авторитет и популярность набрал мотор “Ветерок – 8”, он то и принес успех компании-производителю.
Лодочные моторы Ветерок: модельный ряд и цены
Ульяновский моторный завод специализируется на производстве автомобильных и лодочных двигателей. Выпуск второй серии продукции начался в далеком 1950 году. Тогда в ассортимент входили такие модели как «Стрела», «Москва», ЛМ1 и ЛМ6. Лодочный мотор Ветерок был разработан немного позже, но на основе уже имеющихся моделей. Серийно выпускались только 3 модели разной мощности – 8, 9,9 и 12 «лошадей». В продаже они представлены под торговыми наименованиями, соответственно заявленной мощности.
История появления техники
В производстве лодочного мотора Ветерок была заимствована технология разработки модели «Москва». Она послужила прототипом благодаря тому, что за годы существования зарекомендовала себя лучшим образом. Из данной технологии инженеры взяли конструкцию цилиндропоршневого класса с измененным параметром хода поршня и цилиндра. Помимо этого, были применены за основу элементы подвески, магнето, детали водяного насоса, а также топливная помпа.
Несмотря на это, основное конструктивное исполнение большинства механических узлов имело существенные различия с лодочным мотором «Москва», а точнее:
- картеры российских лодочных моторов Ветерок имеют туннельный вид;
- для создания средней опоры коленчатого вала здесь применяется подшипник игольчатого типа;
- для упрощения сбора и разбора редуктора подвесной лодочный мотор оснастили подшипниками качения;
- маховик оборудовали тремя магнитами для повышения уровня энергии искры в устройстве зажигания и обеспечения быстрого запуска двигателя;
- механизм запуска разместили в поддонной части модели.
Отдельно следует отметить, что производитель, с целью уменьшения стоимости продукции, не использовал в гибриде сложную конструкцию карбюратора «Москвы». Также новая модель не имеет функцию заднего хода.
В любом случае, модельный ряд, представленный на официальном сайте, обладает хорошими характеристиками, благодаря чему пользуется большим спросом среди потребителей. Кроме того, в случае необходимости ремонта, пользователь всегда сможет приобрести запчасти для лодочных моторов ветерок у представителя фирмы или на вторичном рынке.
Рейтинг лучших лодочных моторов Ветерок
Лодочные моторы марки Ветерок не выделяются среди конкурентов большим набором функциональности или инновационными технологическими решениями. Но за что точно хвалят технику, так это за ее надежность, безопасность в эксплуатации и долговечность. Разберем подробнее, какие модели предлагает производитель потребителям:
Ветерок 12
Малолитражный силовой агрегат разработан ещё во времена СССР. В свое время данная модель считалась передовой среди изобилия предложении. Много решений инженеры позаимствовали у зарубежных производителей, при этом прибор отличался сравнительно низкой стоимостью.
Лодочный мотор Ветерок 12
Агрегат обладает традиционной 2-тактной конструкцией, 2-цилиндровой компоновкой и хорошей степенью ремонтопригодности. Владельцы техники смогут хорошо сэкономить на топливе, поскольку двигатель работает на горючем с низким октановым числом А66, А72 и др. Аппарат оснастили дефлекторной продувкой цилиндров, устройством зажигания А7.
Техника имеет небольшие габариты и массу, что позволяет без проблем ее транспортировать и устанавливать. Используется модель для малоразмерных и среднеразмерных лодок, катеров. За один час бесперебойного функционирования Ветерок 12 расходует около 10 л топлива. Его основные технические характеристики заключаются в следующих параметрах:
Лодочные моторы “Ветерок”
История, теория, эксплуатация, доработки и модерницация.
К сожалению, этого нельзя сказать о “Ветерке-12”. Пресловутая унификация сыграла свою отрицательную роль. Двигатель 12-й модели оказался чересчур короткоходным. Это привело к росту нагрузки на верхнюю головку шатуна более чем на 40%. Бронзовые втулки работали с нагрузкой, превышающей критическую, и их ресурс не превышал 100 часов. Если “Восьмёрки” работали десятилетиями без ремонта двигателя, “Ветерки-12” требовали замены втулок или шатунов в комплекте с втулками, через 2
3 года эксплуатации. Впрочем, от быстрого износа чересчур форсированных двигателей любых марок есть верное универсальное средство: неполный “газ”. Полную мощность двигателя следует использовать только для выхода на глиссирование, а затем сбросить “газ” до среднего. Те водномоторники, которые освоили этот прием и не “требовали” от “Ветерка-12” более 10 сил, получали в благодарность от мотора многолетнюю безаварийную службу.
В конце 60-х годов ульяновцы предприняли попытку выпустить грузовую и удлинённую модификации моторов. Для чего это было нужно? Дело в том, что удлинённая модель была рассчитана на высоту транца 510 мм. и позволяла лучше защитить двигатель от заливания волной в свежую погоду. Грузовые модели имели специальный усиленный редуктор с повышенным передаточным отношением и гребные винты большего диаметра, чем на базовых моделях, что позволяло выводить на глиссирование более тяжёлые лодки или с большей эффективностью применять “Ветерки” на тяжёлых водоизмещающих судах. Однако в те годы бензин стоил настолько дёшево, что никто не стремился его экономить, а лодок с высотой транца 510 мм. просто не существовало. По этим причинам удлинённые и грузовые модели не пользовались спросом и были выпущены незначительной серией, а затем сняты с производства
Несмотря на отменную надёжность “Ветерка-8” и сравнительно высокие удельные параметры “Ветерка-12”, с технической точки зрения они не были совершенны. Устаревшая уже тогда дефлекторная система продувки не позволяла добиться дальнейшего повышения удельной мощности и улучшения экономичности. Поэтому сразу после запуска в серию ульяновцы принялись за работу по созданию нового, более совершенного 250-кубового двигателя. Первые образцы имели возвратно-петлевую продувку и поршневое управление всасыванием и развивали мощность 14 л.с. Подводная часть моторов использовалась старая. В дальнейшем была применена система настроенного выхлопа, что позволило получить мощность 15 л.с. без увеличения расхода горючего. Вес “Ветерка-15” был всего 29 кг., надёжность существенно выше, чем у 12-й модели. Заводские спортсмены неоднократно с успехом выступали с экспериментальными “Ветерками-14” и “-15” на соревнованиях журнала “Катера и Яхты”, была выпущена опытная партия новых моторов (около 100 шт.), которые до сих пор бегают по Волге. Но заводу было выдано задание увеличить выпуск моторов для армейских автомобилей, и это помешало пустить “Ветерок-15” в серию.
Однако, несмотря на трудности, работники Ульяновского завода со свойственной им заботой о человеке продолжали совершенствовать выпускаемые ими моторы. В 1978г. “Ветерки” получили электронную бесконтактную систему зажигания. Это сразу кардинально улучшило запуск мотора. Счастливые обладатели новых “Ветерков-8Э” и “-12Э” могли забыть о том, что такое чистка прерывателей, а также о том, что такое дёргать мотор 3 раза. Теперь холодный мотор, как правило, пускался с двух рывков шнура, один из которых “на подсосе”. Прогретому мотору было достаточно и одного рывка. Причём новая система зажигания была полностью взаимозаменяема со старой, и не требовалось менять маховик. Владельцы старых “Ветерков” получили возможность самостоятельно оснастить свои моторы ЭСЗ, купив магдино отдельно. Одновременно тяжёлые стальные кожухи моторов, которые безбожно ржавели и имели неприглядный вид, были заменены лёгкими и красивыми пластмассовыми. Попутно такая замена позволила сохранить или даже слегка уменьшить вес моторов, несмотря на то, что были добавлены две высоковольтные бобины зажигания.
Между тем над всеми водномоторниками СССР уже сгущались тучи. В том же 1978г. было проведено первое повышение цен на бензин в 2 раза. Поначалу это обстоятельство было даже на руку производителям “Ветерков”: в среде любителей усилился интерес к лёгким мини – мотолодкам, рассчитанным как раз на моторы 8
12 л.с. Но вот в чёрный день 15 сентября 1981г. произошло второе повышение цен на бензин ещё в 2 раза и одновременное повышение цен на все лодки и моторы в 1.5 раза под лозунгами борьбы за чистоту окружающей среды. К тому же по всей стране прокатилась волна необоснованных запретов на эксплуатацию мотолодок. Это был тяжелейший удар, от которого отечественная промышленность до сих пор не может оправиться. В результате этого резко упал спрос на все лодки и моторы, были сняты с производства многие модели подвесных моторов и лодок, прекращены конструкторские работы в этой области. Не избежал печальной участи и “Ветерок-12Э”.
С 1984 по 1993 годы выпускалась только “Восьмёрка” очень небольшой серией. К чести ульяновцев, они и в это трудное время продолжали модернизацию своего детища. В 1987г. был запущен в производство модернизированный мотор “Ветерок-8М”. Самым существенным отличием от предыдущей модели было наличие игольчатого подшипника в верхней головке шатуна. Конструкторы объясняли такое решение желанием увеличить моторесурс узла. Но так как у “Восьмёрки” этот узел и с бронзовой втулкой работал дольше, чем всё остальное, всем умеющим думать водномоторникам стало ясно, что у заводчан есть планы возобновить производство “Ветерка-12”. Это сразу подняло боевой дух в наших поредевших рядах 🙂 Вторым существенным отличием модернизированной модели было новое электронное зажигание МБЭ-3. Дело в том, что старое зажигание МБЭ-1 нет-нет, да и отказывало из-за пробоя недостаточно надёжных тиристоров КУ202М. И хотя детали схемы не были залиты компаундом, как у “Вихрей”, отремонтировать электронику мог далеко не каждый. В новом электронном магдино применены более надёжные тиристоры и диоды, предусмотрено искусственное охлаждение деталей схемы потоком воздуха, применены более надёжные высоковольтные трансформаторы 2112. В результате зажигание “Ветерка” стало практически безотказным. Так как бензин А-72, на который рассчитывался мотор в 1964г., уже не выпускался, степень сжатия двигателя была повышена, мощность возросла на 0.2
0.3 л.с., расход горючего снизился на 0.25
0.3 л/час. Мотор стал комплектоваться двумя гребными винтами – скоростным и грузовым. Были сделаны и некоторые мелкие усовершенствования: изменена форма румпеля, форма антикавитационной плиты, облегчены поршни, слегка модернизирован карбюратор. На полтора килограмма снизился вес – теперь “Восьмёрка” весила 24,5 кг. Являясь счастливым пользователем “Ветерка-8М” 1993г. выпуска могу подтвердить – мотор что надо! Вытаскивал из многих передряг.
В 1993г. был возобновлён выпуск “Ветерка-12”, разумеется, с игольчатым подшипником в верхней головке шатуна. Но на всякий случай повышать степень сжатия конструкторы не стали. Мало ли чего.
Кроме того, ульяновцы решили захватить ещё один сектор рынка. Дело в том, что в далёком 1964г. при разработке “Ветерка” было очевидно его применение на лёгких мотолодках, где наличие заднего хода необязательно. В те годы на водоизмещающих катерах длиной 5
6 м. устанавливались стационарные двигатели серий Л и СМ. Затем, однако, эти двигатели были сняты с производства. Так вот, для применения на таких катерах, а также на яхтах, где наличие заднего хода очень важно, был налажен выпуск модификаций “Ветерков” с реверс-редукторами. Передаточное отношение реверс-редуктора было увеличено до 13:25, что увеличило тяговые качества моторов.
Лодочный мотор “Ветерок”: описание, характеристики, отзывы
Лодочный мотор «Ветерок» – это целая марка подвесного оборудования, которая начала выпускаться в СССР и закончила свое «шествие» в 2008 году. Серийно производились три модели, мощность каждой из которых составляла:
Они получили соответствующие торговые названия, в них к слову «Ветерок» добавлялось цифровое обозначение. Наиболее мелкой серией была выпущена модель «Ветерок 15». Штучно выпускались «Ветерок 34» и «Ветерок 75».
Описание
Лодочный мотор «Ветерок» использовался для водоизмещающих и глиссирующих лодок, высота транца у которых достигала 380 мм. Эти суда могли иметь туристическое, хозяйственное или спортивное назначение. Моторы использовались в качестве резервного или вспомогательного двигателя для катеров и яхт. Эксплуатация оборудования допускалась в соленой морской воде.
Устройство
Лодочный мотор «Ветерок» построен по схеме, которая предусматривает вертикальное расположение узлов. Технических новинок оборудование не содержит, решения к моменту начала проектирования были отработаны на зарубежных и советских моторах, что очень нравилось потребителям, ведь это говорило о долговечности устройств.
Двигатель представляет собой двухцилиндровую установку с дефлекторной продувкой, которая всасывает свежую смесь с помощью автоматических лепестковых клапанов. Цилиндры обладают чугунными гильзами, что нравится потребителям, ведь это продлевает срок их эксплуатации. В отливке картера есть продувочные каналы. В том месте, где располагаются продувочные окна, имеется полость, которая закрывается крышкой.
К передней части картера фиксируется перегородка, на которой располагаются выпускные клапаны. Лодочный мотор «Ветерок» довольно популярен среди потребителей еще и по той причине, что основание магнето является поворотным. Эта особенность позволяет изменять угол опережения зажигания при работе мотора. Осуществлять эти работы может водитель судна с помощью дистанционного управления.
История создания
Завод лодочных моторов «Ветерок» – Ульяновский моторный завод – на момент начала выпуска описываемой модели устройства изготавливал мотор «Стрела», который требовал замены на новую модель. На заводе в связи с этим было принято решение создать устройство, рабочий объем двигателя которого составил бы 173 см 3 . Кроме того, агрегат предыдущей модели должен был лишиться некоторых недостатков.
Лодочный мотор «Ветерок», характеристики которого упоминаются в статье, имеет прототип, который выпускался под названием «Москва» с 1955 года в рамках «Красного Октября». На то время оборудование успело хорошо зарекомендовать себя. От мотора «Москва» «Ветерок» унаследовал цилиндро-поршневую группу, детали подвески и топливный насос. Конструктивное исполнение тоже отличалось. Например, в роли средней опоры использовался игольчатый подшипник, а в редукторе применялись лишь подшипники качения.
Технические характеристики
Лодочный мотор «Ветерок», описание которого представлено выше, имеет рабочий объем в пределах 173 см 3 . Что касается модели «Ветерок-12», то у неё этот параметр составляет 248 см 3 . Для двигателей степень сжатия равна 6, что касается модели «Ветерок 8м», то этот параметр равен 7.
Мощность двигателя равна 8 л. с. За час расход топлива составляет 3,2 л. Данное оборудование выпускалось массово с 1964 года. Двухтактный карбюраторный двигатель имеет кулачковую муфту сцепления. Отдельный топливный бак рассчитан на 14 л. Что касается гребных винтов, то они являются трехлопастными. Скоростной имеет следующие размеры: 202 x 190 мм. Что касается грузового, то его параметры равны 190 x 160 мм. Весит оборудование 24 кг.
Ремонт лодочного мотора
Новые лодочные моторы «Ветерок» уже не изготавливаются, поэтому старые модели довольно часто требуют ремонта. В случае с карбюратором его необходимо регулировать. Этот узел обладает регулировочными элементами. При закручивании дозирующей иглы будет происходить снижение подачи топлива. Рабочая смесь обеднится. Если дозирующую иглу открутить, то рабочая смесь окажется обогащена. Винт регулировки тоже можно закрутить или открутить – это приведет к обогащению или обеднению рабочей смеси.
Дозирующие элементы регулируются на заводе. Если мотор стал работать неустойчиво или его функционирование сопровождается повышенным расходом топлива, то карбюратор требует настройки. Своими руками лодочный мотор «Ветерок 8» вполне можно отремонтировать. Для этого винт малого газа и дозирующая игла поворачиваются до отказа, а после их необходимо открутить на 3,5 оборота.
Двигатель запускается, его на холостом ходу необходимо продержать около 15 минут. Затем оборудование переводится в режим минимальной частоты. Винт малого газа следует повернуть в одну из сторон, чтобы установить частоту вращения. Мотор затем переводится на полный газ, а после поворотом иглы можно вывести устройство на максимальную частоту вращения. Дозирующая игла должна быть повернута до того момента, пока частота вращения не окажется снижена.
Отзывы об особенностях регулировки системы зажигания
Для того чтобы осуществить ремонт правильно, не помешает прочесть отзывы. Лодочный мотор «Ветерок», по словам опытных владельцев такого оборудования, должен подвергаться регулировке системы зажигания. Для этого нужно проверить или установить угол опережения зажигания – рукоятка румпеля поворачивается до отказа, чтобы основание магдино оказалось в режиме «полный газ».
Нужно повернуть маховик, чтобы метка была на ободе маховика. Через свечное отверстие цилиндра нужно проверить, как идет поршень до верхней точки. Со слов специалистов, если ход поршня больше или меньше указанной величины, то угол опережения нужно отрегулировать. Для этого коленвал устанавливается в положение, когда ход поршня будет равен величине в пределах от 3,2 до 3,7 мм. Винт и гайка ослабляются, основание магдино поворачивается до совпадения меток. Если метки оказались совмещены, то, как говорят отзывы, важно удостовериться в том, что ось выступающего ганца и метки находятся в одной плоскости.
Особенности обслуживания мотора
Лодочный мотор «Ветерок 8», ремонт которого вы можете осуществить самостоятельно, должен эксплуатироваться и обслуживаться согласно инструкции. Для остановки двигателя рукоятку румпеля необходимо повернуть до упора. Если он не остановился, то воздушная заслонка карбюратора закрывается.
Мотор нельзя эксплуатировать при полной нагрузке, если он новый. Обкатка устройства должна быть осуществлена в течение 10 часов. Во время этого периода работать необходимо на пониженных оборотах. После 6 часов функционирования устройство осматривается, электроды свечей зажигания очищаются, осуществляется затяжка всех болтов, гаек и винтов. Как только обкатка была осуществлена, масло из редуктора следует слить, а после узел промыть бензином и залить свежее.
Особенности эксплуатации двигателя
При эксплуатации мотора следует соблюдать несколько правил. Мотор не должен нагружаться до окончания обкатки. Его работа не должна быть допущена, если нет охлаждающей воды. Рукоятку румпеля нужно поворачивать на увеличение, ведь уменьшение частоты вращения производится плавно. Ручка переключения муфты должна быть переведена лишь на малой устойчивой частоте вращения.
Особенности хранения мотора
Мотор должен храниться в сухом помещении, это особенно касается длительного хранения, например зимнего периода. Воду из системы охлаждения необходимо слить, как и топливо из карбюратора и бака. Последний промывается чистым бензином, а после в него заливается масло в количестве 0,5 л, которое необходимо взболтать и снова слить.
Возможные неисправности и способы их устранения
Как и любое другое оборудование, мотор «Ветерок» может выйти из строя. Если в карбюраторе нет топлива, то важно проверить, правильно ли подсоединены шланги, не оказался ли заборник топлива пустым. Конец шланга необходимо отсоединить от штуцера и опустить его в отверстие горловины, прокачать топливо грушей. В том случае, если в карбюраторе нет топлива, нужно снять крышку поплавковой камеры и прочистить ее, отвернув иглу жиклёра.
Иногда случается и так, что карбюратор оказывается разрегулирован. Его можно вернуть в строй по вышеописанной схеме. Когда владелец столкнулся с проблемой, что свечи не дают искры, нужно очистить электроды от нагара и вытереть элементы насухо. Важно установить зазор между электродами. Для того чтобы проверить свечи, их выворачивают: если одна из них искрит, а другая – нет, то можно поправить ситуацию перестановкой свечей, трансформаторов и проводов, в некоторых случаях это позволяет найти причину неисправности.
Если при попытке запуска мотор не выходит в рабочий режим, а свечи искрят, нужно проверить, не оказались ли перепутаны провода, идущие к свечам и трансформаторам. Опытные владельцы таких агрегатов рекомендуют также проверить угол опережения зажигания и уменьшить зазор между электродами до 0,6 мм. Если вы заметили, что в двигателе излишнее количество топлива, а свечи оказались забрызганы, то нужно открыть заслонку карбюратора, вынуть свечи и продуть цилиндры.
Заключение
Описываемый в статье мотор обеспечивает возможность управления направлением лодки за счёт поворота вокруг вертикальной оси двигателя. Оператор при этом использует румпель. Скорость тоже можно регулировать, изменяя режим работы устройства. Для этого на конце румпеля есть рукоятка, которая связана механической передачей с узлом, отвечающим за изменение угла опережения зажигания.
Если речь идет о моторах, которые выпускаются с середины 70-х годов прошлого века, то в таких моделях допускается наличие дистанционного управления тросового типа. Сегодня такие устройства в магазинах соответствующего оборудования уже не приобрести, однако можно купить с рук сравнительно новые модели двигателей, состояние которых бывает довольно удовлетворительным. Важно проверить перед совершением покупки агрегат на длительность срока эксплуатации.
Источники:
http://motorlodki.ru/motory/lodochnyj-motor-veterok-8
http://zen.yandex.ru/media/id/5c153005ba6f4c00aa29a4a7/5d9f5a0b118d7f00ae94ac41
http://www.portalteplic.ru/turizm/lodochnyi-motor-veterok/
http://www.motolodka.ru/veterok.htm
http://www.syl.ru/article/317041/lodochnyiy-motor-veterok-opisanie-harakteristiki-otzyivyi