Якорь для лодки
Якорь для лодки своими руками: изготовление самодельного якоря для ПВХ лодок (95 фото и видео)
Лодка, как и любой наземный транспорт, нуждается в тормозах. Особенно это необходимо во время рыбалки, так как малейшие волны будут заставлять судно плыть по течению. Даже, казалось бы, когда на водоёме штиль, из-за подводных течений лодка потихоньку отдаляется с назначенного места.
Якоря продаются во всех специализированных магазинах, но лучше и дешевле – сделать его самостоятельно. Тем более продаваемые устройства будут весить меньше 5 кг, что довольно много для самых обычных плавательных средств.
Сегодня мы расскажем, как изготовить якорь для лодки своими руками и поведаем о существующих вариантах.
Виды якорей
Данное устройство было изобретено ещё очень много лет назад и за период существования люди придумали тысячи возможных вариаций, как можно соорудить якорь. Но не все из придуманных конструкций пользуются популярностью.
В мире, используемыми стали лишь малая часть из них. Существуют такие виды якорей:
Кошка. Является часто используемым вариантом. Отлично подходит для надувных лодок. Конструкция напоминает крючки тройники.
Пирамидальный. Также довольно широко применяем на надувных лодках. Можно легко соорудить его дома собственноручно. Плюсом является, что вес возможно контролировать.
Раскладной. Удобный в транспортировке, что хорошо подходит для водного транспорта из ПВХ.
Грибовидноный. Это можно сказать отдельные модели якорей. Самые простые в изготовлении, потому что представляют собой самый обычный груз (камень, бутылка с бетоном и т. д.), к которому привязан канат.
Из минусов можно выделить – незацепляемость. Конструкция не урывается в грунт и в случае сильного течения, лодку будет просто потихоньку сдвигать с места.
Якорь Данфорда. Довольно тяжелая конструкция, но имеет очень хорошие зацепляемые свойства. Шток находится внизу самого устройства, что предотвращает возможность переворачивания якоря в воде.
Хорошо показывает себя в местности с галечным дном. Перед изобретением, надо нарисовать чертежи якоря Данфорда, для лодки, а затем приступать к работе.
Посмотрите еще здесь!
Существуют ещё некоторые варианты, но они, преимущественно, ставятся на лодки, в которых вес водоизмещения более 500 кг.
Якорь-кошка своими руками
Разобравшись с возможными вариантами якорей, самое время приступить к сооружению конструкции.
Сделаем простой, но действенный якорь для надувной лодки своими руками, а именно – кошку. Нам понадобится:
- Металлическая труба длинной 20-30 см и в диаметре 30 мм;
- 4 прутка (можно арматуры) диаметром 8-10 мм;
- Трос;
- Сварочный аппарат;
- Болгарка.
Приступаем к изготовлению:
- Первым делом позаботьтесь о наличии рыма на плавательном устройстве. Желательно располагать его с двух сторон, соответственно делать 2 якоря. Это мера для того, чтобы можно было обеспечить себе отличный тормоз.
- Затем берём металлические прутки и сгибаем из на краях, образовывая некий крючок. В дальнейшем можно заострить края.
- Теперь необходимо приварить прутья к основной трубе. Делаем это по кругу, чтобы конструкция стала похожа на крючок тройник, только с 4-мя концами.
- На верхний край трубы привариваем кольцо или просто просверливаем отверстие, для крепления каната.
- В конце к якорю фиксируем канат и закрепляем его к самой лодке.
Лучший якорь для лодки за 30 лет
Нашел – лучший, для себя, вариант (рыбачу на Оби, на спиннинг). Хочу рассказать о самодельной, улучшенной конструкции, одного из популярных якорей – для моторных лодок и катеров. Для надувных лодок этот якорь тоже – хорошо подходит.
У кого есть инструменты и умелые руки – сами смогут сделать. Другие – заказать знакомому мастеру.
Якорь “Гриб” (эту его разновидность – ещё называют “Ромашка” ) давно применяется на мотолодках. Лучше всего он подходит – для песчаного дна.
Чаще, такой якорь, используют с электролебёдками. Вес у обычных, которые продаются в магазинах – некомфортный для подъема руками. Чтоб держать, на речном течении, лодку размером 3.6 – 4.6 метров такой якорь будет весить не менее 6 кг. А лучше 8 кг.
Лебёдка для небольшой корпусной лодки (а тем более для надувной) – не нужна. Я рыбачу на спиннинг – это частые перестановки, смена мест – поиск. Слишком тяжёлый якорь не добавляет радости в рыбалке.
Путём расчётов, проб и ошибок – был изготовлен подобный якорь, но с некоторыми доработками. Его сделал мой товарищ. Я тестирую и рассказываю об этом якоре.
Вес 3.8 кг. Отлично держит лодку (даже на самом русле Оби). Легко снимается с зацепов в самом густом коряжнике (а он у нас – серьёзный).
В течении двух сезонов, этот якорь тестировали на разных лодках. Крым (длина 4.2м.), BERKUT S (4.7м.) и Alumax 355 (3.5м.). Тестирование (точнее, регулярные рыбалки на Оби) не было щадящим )))
Якорь швыряли в самые завалы коряг. И проверяли – как он будет врезаться в ровный, плотный грунт. Ведь на Оби не только песчаное дно. Часто бывает и – плотная, гладкая глина.
Обычный якорь “Ромашка” выполнен с помощью литья (фото в начале статьи). Лопасти у него – очень толстые. Они плохо врезаются в песчаное или глинистое дно. А здесь – тонкие, стальные пластины. Они сферически выгнуты и заточены по кромке.
Угол заточки (45 град) не опасен для надувной лодки или рук. Но в грунт врезается достаточно хорошо. Тем, кто будет изготавливать самостоятельно – советую учесть эту деталь. На фото ниже, видно угол заточки.
Кстати, этот вариант был сделан с цепью. Её длина 1 метр (половина цепи вдоль якоря, половина – между ним и якорным тросом). При подъёме якоря с цепью (руками), она задевает за корпус лодки (если это не надувная, а корпусная лодка). Сразу понимаешь что якорь близко и отводишь руку, немного в сторону. Это помогает избежать удара якорем по корпусу. Чтоб не повредить краску лодки и не шуметь.
Так же, в отличии от обычного, промышленного варианта – здесь более длинный шток. Это труба, внутрь которой залит свинец.
Правильно привязывать так: Основной узел якорного троса – наглухо привязан на “затылке” якоря. Затем – рабочее крепление (к штоку якоря, с помощью пластикового хомута). При глухом зацепе в коряжнике (даже и с этим якорем, такое возможно) – хомут обрывается, якорь освобождается.
Фото якоря, только что вырванного из непроходимого коряжника. Хомуты оторваны.
Советую заранее выбрать прочность хомута. Проверьте на берегу. Чтоб и лодку держал на течении. И вы могли его порвать – приложив усилие. Слишком слабая или слишком крепкая страховка – может испортить радость рыбалки.
Фото якоря в походном состоянии. На носу лодки прикреплён ящик (просто, с помощью резины для эспандера). В нём – трос и якорь. При переходах, трос около якоря – накидываю на причальную утку. Чтоб якорь не смог выпасть в воду на большой волне. Но это, больше – для успокоения. Он ещё никогда не “пытался” выпасть.
В лодке не мешает и всегда под рукой. И вода от троса – не растекается по полу лодки.
Для надёжной постановки на якоре – советую выпускать достаточную длину троса. На сильном течении – примерно две глубины. Если течение слабое, длину выпущенного троса можно уменьшить.
Надеюсь, вам было полезно прочитать. Если нажмёте “лайк” – буду знать, что не зря старался. Можем обсудить якоря – в комментариях. Всем – удачи на воде! Ещё советую прочитать: Рулевое управление лодки. Полезные мелочи.
Как выбрать якорь для лодки ПВХ?
Среди многих владельцев надувных ПВХ лодок бытует мнение, что для удержания судна на месте необязательно использовать якорь – они уверены в том, что эту роль вполне может выполнить любой груз: трак от гусеницы, кусок рельса, подкладочная рельсовая пластина или связка камней. Поэтому большинство и использует такие самодельные якорные приспособления, совершенно игнорируя при этом наличие специальных лодочных якорей.
Импровизированный самодельный якорь, принцип действия которого основан исключительно на массивности, хорош в единственном случае – если дно водоема каменистое и плотное, не позволяющее лапам якоря хорошо зацепиться за грунт. Во всех остальных случаях намного лучше и удобнее использовать зацепляемые якоря.
Недостатки импровизированных якорей
- Высокая масса (от 10 до 15 кг) делает неудобным обращение с таким якорем, затрудняя выборку и очистку от придонного ила и грязи;
- Отсутствие стандартов может привести к повреждению лодки от острых краев;
- Низкая удерживающая способность уже даже при среднем течении;
- Большие габариты.
В отличие от подручных предметов, зацепляемый якорь намного компактнее и удобнее, при этом обеспечивает в несколько раз лучшее зацепление с грунтом и позволяет удержать лодку на месте даже при сильном течении.
Критерии выбора якоря для надувной лодки
Чтобы выбрать хороший и надежный якорь для надувной лодки, вам нужно знать критерии, по которым их следует выбирать. Таких критериев несколько:
- Компактность. Лодочные якоря имеют складную конструкцию, чтобы занимать мало места при транспортировке. В рабочем положении лапы раскладываются и зацепляются за грунт, а в транспортном положении складываются и якорь уменьшается в размерах в несколько раз;
- Надежность фиксации. Хороший якорь должен удержать судно даже на сильном течении или при порывистом ветре;
- Легко выбираться и сниматься с зацепов. Если этого нет – вы рискуете оставить якорь на дне в первом же плавании;
- Невысокая масса. Якорь массой в 3 кг имеет удерживающую силу в 300 кг – это в несколько раз больше, чем у трака массой 15 кг.
- Устойчивость к коррозии. Хорошие якоря сделаны из нержавеющих сплавов, серого чугуна, или покрыты специальным антикоррозийным составом.
Виды лодочных якорей
Существует большое количество якорей для малых суден, но как показывает практика, наиболее популярными для надувных лодок являются два типа: якорь Денфорта и якорь-кошка. Они достаточно компактны и удобны, стоят немного и поэтому широко распространены. При этом они существенно отличаются друг от друга, имея свои достоинства и недостатки.
Конструкция якоря Денфорта
Якорь Холла-Денфорта имеет монолитную нескладывающуюся конструкцию. Это проецирует главный его недостаток – большие размеры по сравнению со складным якорем-кошкой. Но при этом благодаря широким заостренным лапам, такой якорь способен глубоко зарываться в грунт, что очень важно на илистом или песчаном дне, поэтому обладает очень высокой удерживающей силой. Массы якоря в 2 кг хватит для того, чтобы удержать лодку весом в центнер.
Якоря такой конструкции выполняются из стали с лакокрасочным покрытием или из оцинкованной стали. Последний вариант предпочтительнее, так как он более устойчив в коррозии и способен сопротивляться ей на протяжении трех-четырех сезонов.
Якорь-кошка
В отличие от конструкции Денфорта, складной якорь-кошка имеет конструкцию, при которой лапы в походном положении прижимаются к веретену. Благодаря этому такие якоря удобно транспортировать, а зацепистость хоть и меньше, чем у конструкции Денфорта, но также обеспечивает приемлемое зацепление за грунт. Именно поэтому они больше распространены, так как такой якорь вместе со всем оборудованием занимает примерно половину рыбацкого ведра.
Существует два варианта якорей-кошек: с бугельной конструкцией и с фиксацией лап посредством скользящей муфты. Второй вариант более надежный и удобный в эксплуатации, так как в рабочем положении лапы фиксируются жестко, а на тренде устанавливается проушина для крепления троса с буйрепом. Якорь с бугельной конструкцией подвержен износу – шарнирные соединения, которые удерживают лапы, со временем разбалтываются и при ударе складываются, из-за чего якорь перестает выполнять свою функцию.
Выбираем массу якоря
Существует распространенный и простой способ выбора якоря для лодки – это отношение массы якоря к длине лодки. То есть, 1 кг массы достаточен для того, чтобы удерживать лодку в 1 метр длиной. Для зарегистрированных суден по Правилам требуется наличие якоря массой от 5 кг – при его отсутствии владельца лодки ждет серьезный штраф.
Поэтому оптимальным вариантом, скажем для трехметровой лодки, будет 2 якоря по 1.5 кг. Это позволит провести постановку врастяжку – одним якорем с кормы, другим с носа, для того, чтобы «намертво» зафиксировать судно. При необходимости якоря можно усилить отрезком цепи, что используется в виде фала. Именно так поступают многие владельцы лодок – они оснащают судно якорем минимально допустимой массы, а при необходимости усиливают вес несколькими короткими отрезками цепи с карабинами, чтобы при необходимости нарастить нужную длину.
Для примера – всего один метр цепи диаметром 10 мм увеличивает массу на 2.2 кг. Причем цепь может использоваться двумя способами:
- Отрезок цепи привязывается к веретену как фал и своей массой прижимает веретено ко дну, улучшая зацепляемость и устанавливая оптимальный угол зацепа. При этом рывки лодки, что возникают в результате волнения или ветра, амортизируются цепью.
- Отрезок цепи просто обматывается и закрепляется вокруг тренда, увеличивая массу якоря и смещая к тренду центр массы. Таким образом, массу якоря при необходимости можно увеличить в 2-3 раза достаточно простым инструментом.
Выбор фала
Правильный выбор фала очень важен, так как велик риск того, что при выборе якоря фал запутается, оборвется или порежет руки. Некоторые владельцы лодок приобретают недорогие и прочные фалы из полиамидной нити – но такие фалы неудобно выбирать, так как они режут руку и легко путаются.
Оптимальный вариант – это плоская стропа или толстый шнур для якоря диаметром 7-10 мм. Обязательно, чтобы они были сделаны из синтетики – этот материал имеет положительную плавучесть и даже если конец упадет в воду – он не утонет. Оба варианта имеют свои особенности – стропу удобнее тянуть руками и она не путается в бухте, а зато она при сильном течении «поет», а шнур лишен этого недостатка.
Зацепание якоря и как с ним бороться?
Главная проблема якоря – это зацепание об рельеф дна: крупные камни, коряги. Если якорь зацепиться, его трудно освободить. Поэтому при выборе нужно обращать внимание на конструкцию тренда – он должен иметь на конце проушину для буйрепа – дополнительно троса, что крепится к топбую. Если якорь зацепится за корягу или топляк, достаточно потянуть за буйреп и высвободить якорь.
Еще один вариант – заранее установите на рыму веретена скользящую чеку с небольшой разрывной нагрузкой, чтобы ее можно было разорвать рукой, а конец фала прикрепите к тренду. При зацепе достаточно будет сильного рывка, чтобы высвободить якорь.
Якорь для лодки ПВХ
Выбор якоря всегда являлся актуальной проблемой для всех рыбаков, которые предпочитают ловить рыбу с лодки. Качество работы якоря зависит от множества составляющих, которые невозможно собрать в одной модели, поэтому идеального и универсального якоря просто нет. Поэтому якорь для лодки ПВХ очень трудно выбрать.
Можно купить якорь в магазине или попытаться сделать его своими руками. Магазинная модель несколько отличается от самодельной, поэтому нужно учитывать все характеристики и склониться к выбору той или иной модели осознанно.
Как сделать якорь для лодки ПВХ своими руками чертежи и фото
Ловить без якоря в условиях течения, даже самого слабого, просто невозможно. Некоторые могут подумать, что на водоеме без течения можно отлично рыбачить без якоря, но это вовсе не так. Практически на всех водоемах есть подводное течение, бывают редкие исключения.
Также выбраться на рыбалку в безветренную погоду иногда просто нереально, поэтому иметь с собой якорь для лодки ПВХ обязательно. Рыбак, оснащенный якорем может решить гораздо больше задач на водоеме. А учитывая тот факт, что сделать якорь самостоятельно не очень сложно, то недооценивать его не стоит.
- Модель якоря Холла.
- Всем известный якорь-кошка.
- Нашумевший якорь-Курбатова.
- Якорь напоминающий по форме грибок.
- Универсальный якорь Денфорта, который подходит для рыбалки в любом водоеме.
У каждого вида якорей существуют свои недостатки, но большая часть из них перекрывается наличием преимуществ. Для того, чтобы детальнее разобраться со всеми плюсами и минусами стоит подробнее рассмотреть процесс изготовления каждого типа якоря.
Простая модель разборного якоря
- Отрезок металлической трубы диаметром 2.5 сантиметра и длиной порядка 27 сантиметров;
- Гайка и втулка;
- Два меньших отрезка металла и два больших;
- Два металлических кольца;
- Свинец – около 2 килограмм.
Процесс сборки простой модели разборного якоря выглядит следующим образом:
- Необходимо закрепить втулку на конце трубы.
- Четыре металлических отрезка будут отыгрывать роль лап якоря.
- Всю конструкцию необходимо зафиксировать с помощью гайки.
- Внутрь трубки необходимо залить нагретый свинец (требуется для увеличения веса).
Сварной якорь Курбатова
Для изготовления такого якоря потребуется меньшее число деталей, только рыболов должен иметь минимальные знания и навыки работы со сварочным аппаратом. Из-за сварной конструкции процесс сборки значительно упрощается, а количество деталей уменьшается.
- Стальной прут;
- Проволока из стали;
- Небольшие отрезки металла.
Процесс изготовления выглядит очень просто и все размеры указаны на схеме:
- Согните из стальной проволоки фигуру похожую на веретено.
- Приварите остальные детали к полученной конструкции.
- Якорь будет удерживаться на дне за счет веса отрезков металла.
Якорь-кошка
Для надувных лодок этот тип якоря считается оптимальным и будет служить вам отлично. Основным преимуществом такого якоря является его компактность, ведь в сложенном состоянии вся конструкция займет минимальное пространство внутри лодки.
Небольшой вес якоря имеет свои преимущества при транспортировке, но на сильном течении и при высокой скорости ветра придется добавить конструкции веса. Лапы фиксируются к веретену согнутому из тонкого металла, либо толстой стальной проволоки. Можно изменить их расположение несколькими простыми движениями.
Процесс изготовления такого типа якоря наглядно проиллюстрирован на схемах и фото.
Пирамидальный якорь
Этот тип якоря получил свое название из-за того что для его изготовления придется сделать конструкцию в форме пирамидки. Чаще всего рыбаки применяют для изготовления листовой металл. В эту форму необходимо залить свинец, для придания конструкции дополнительного веса.
Для обеспечения комфортного крепления якоря необходимо вставить кусок проволоки до того момента, как свинец остынет. Это позволит проволоке прочно закрепиться в якоре к моменту остывания свинца и надежность такой конструкции будет весьма большой.
Есть иной способ изготовления такого якоря без применения свинца. Вам потребуется закрепить металлические пластины так, чтобы образовалась пирамида (размер пластин должен быть разным). Это очень удобный способ, так как вы можете добавлять и удалять пластины увеличивая или уменьшая массу изделия.
Для быстрой замены пластин и изменения их количества необходимо просверлить в каждой по сквозному отверстию, а вместо проволоки вставить шпильку. Такая конструкция надежно фиксируется с помощью гаек. Пластины необходимо набирать по возрастанию, то есть чтобы самая большая была вверху.
Как сделать самодельный якорь для надувной лодки
Для начала рыболову нужно определится с тем необходим ли якорь для лодки ПВХ или можно комфортно рыбачить без него. Основные предназначения якоря заключаются в сохранении равновесия судна, что влечет за собой обеспечение безопасности пассажиров и рыболова. Якорь позволит зафиксировать лодку в одной точке без других манипуляций.
- Он должен весить порядка 10% от массы пустой лодки;
- Вес должен быть больше, чем 1% от всей длины судна.
Основные требования к якорю
Для того, чтобы сделать хороший якорь необходимо правильно рассчитать основные показатели и опираться на них во время изготовления:
- удостоверится о наличии на водоеме волн либо их отсутствии и примерной их высоте;
- приблизительно знать максимальную силу ветра в ваших широтах;
- какого типа дно в вашей лодке ПВХ;
- подобрать якорный трос с правильными свойствами и характеристиками.
На трос приходятся максимальные нагрузки, поэтому стоит позаботиться о его прочности. Примерная нагрузка на трос равняется десяти массам якоря.
- надежные синтетические канаты, которые практически не поддаются гниению;
- реже применяются тросы из натуральных материалов.
Вы не сможете отыскать якорь, идеально подходящий под все условия рыбалки.
Прежде чем сделать якорь для лодки ПВХ своими руками необходимо провести некоторые наблюдения и исследования, а уже после этого начинать процесс изготовления и отправляться на водоем с лодкой:
- прежде всего необходимо владеть информацией о погодных условиях на водоеме;
- выбрать оптимальный тип и конструкцию изделия;
- найти и подготовить все материалы, требующиеся для изготовления;
- изучить советы от опытных рыбаков, чертежи и фото якорей в глобальной сети.
- якорь должен обеспечивать надежную фиксацию плавательного средства в одной точке;
- конструкция должна легко доставаться с зацепов (иначе есть огромный риск потери изделия);
- он не должен быть слишком легким или тяжелым;
- должен быть компактным и не занимать много свободного пространства внутри лодки;
- материал должен поддаваться коррозии на минимальном уровне;
- подходить под дно в конкретных условиях рыбалки.
Плюсы якорей сделанных своими руками
Рыболовы очень часто забывают якорь дома, или у них просто нет возможности купить его или изготовить самостоятельно. Тогда в ход вступают разного рода подручные средства, которые обладают большой массой: гири, камни, кирпичи и прочее.
Эффективность подручных средств, использованных в качестве якоря слишком низкая, но у этого явления есть свои объяснения:
- большой вес сильно сковывает движения рыбака внутри лодки при управлении ею;
- надувную лодки можно легко повредить острыми углами;
- процесс надежной фиксации камня к веревке занимает много времени.
Применения подручных средств в качестве якоря оправдано лишь в условиях рыбалки на водоеме с каменистым дном.
Покупка якоря в магазине не гарантирует полноценное выполнение функций отведенных к нему.
- высокая цена на надежные модели;
- дешевые якоря часто продаются бракованными или с недостающими деталями.
Исходя из таких особенностей сделать якорь для лодки ПВХ своими руками является одной из лучших и оптимальных идей. При изготовлении якоря самостоятельно вы сможете учитывать как личные предпочтения, так и все особенности водоема и условия ловли.
Выбор оптимального якоря
Опытные рыболовы и охотники покупают якорь вслед за лодкой, так как знают что без него рыбалка превратится в испытание, но никак не станет отдыхом. Но правильно выбрать это изделие может далеко не каждый рыболовы.
Основным критерием выбора якорей является вес лодки со всей экипировкой. Опытные рыболовы уже давно проверили экспериментально каким должно быть соотношение веса якоря к массе лодки и обнародовали результаты:
- При весе судна до 150 кг необходимо выбирать якорь массой 1.5 килограмма, и фиксировать его на веревку диаметром около 2 миллиметров.
- Если ваша лодка весит 150 — 200 килограмм, то масса якоря должна составлять порядка 2.5 килограмм.
- Лодки весом от 250 до 500 килограмм необходимо оборудовать якорями около 3.5 килограмм.
- Если катер или лодка весит от 500 до 750 кг, то вес якоря должен составлять порядка 7.5 килограмм.
Если вы рыбачите на водохранилище с огромным количеством коряг на дне, то есть большой риск потери якоря. Если вы рыбачите на подобном водоеме, то следует привязать к якорю буй.
Можете заменить бой пустыми пластиковыми бутылками или пенопластом, некоторые применяют деревянные доски. В таком случае, оторвать якорь для надувной лодки ПВХ сводится к минимуму и вы сможете рыбачить без опасения.
Как сделать якорь для надувной лодки из ПВХ своими руками
Приобретение надувной лодки – приятный момент в жизни каждого рыбака и охотника. Однако во время эксплуатации маленького судна возникает ряд проблем, связанных с инвентарем. Чаще всего неурядицей становится якорь. Если он изготовлен из свинца, надувная лодка его может просто не выдержать. Поэтому нужно использовать более легкие материалы. Можно приобрести готовый якорь, а можно использовать самодельный. В этой статье вы узнаете, как сделать якорь для лодки из ПВХ своими руками.
Предназначение
Безопасность людей, находящихся в лодке, необходимо обеспечивать любыми доступными средствами. Этого невозможно достичь без якоря. Особенно такое средство актуально во время зимнего сезона, когда падение в воду может быть не только неприятным, но и опасным.
Якорь выполняет ряд важнейших функций:
стабилизирует положение судна;
обеспечивает возможность сделать короткую или длительную остановку, что особенно важно во время рыбалки;
помогает пришвартоваться, ведь легкие надувные лодки довольно проблематичны в этом плане.
Функции могут немного разниться в зависимости от типа конструкции.
Разновидности
Самодельные якоря для надувных лодок подразделяются на множество видов.
Вот основные из них:
Данные виды якорей отличаются массой, формой и «приспособленностью» к определенному типу дна. Рассмотрим более подробно каждую разновидность.
Система Курбатова
Он представляет собой хомут из крепкой проволоки и одной лапы с уклоном, равным половине прямого угла. Удлиненный шток способствует глубокому погружению металла в грунт или ил. Изделие очень компактно, подходит для небольших лодок.
Есть ряд ограничений по применению данной конструкции. Масса резиновой лодки вместе с пассажирами не должна превышать 180-200 килограммов. Лодка может быть двухместной. Не рекомендуется применять систему Курбатова на водоемах с сильным течением, неровной каменистой линией берега. Запрещено использовать этот тип якоря при скорости ветра больше 6 м/с.
Тип « кошк а»
Одна из самых распространенных разновидностей для небольших судов. Устройство можно дополнительно оснастить добавочным весом, что делает его универсальным и позволяет корректировать массу в зависимости от загруженности судна. Вес конструкции находится в пределах от двух до четырнадцати килограммов – чаще всего рыбаки предпочитают более легкие варианты. «Кошка» также может применяться для траления – поиска снастей, утопленных предметов и других вещей.
Такие якоря наиболее популярны у владельцев надувных лодок. Конструкция очень проста, и ее сделать сможет даже рыбак-новичок. Технику изготовления своими руками мы рассмотрим в следующем разделе.
Система Д э нфорта
Данный якорь обладает повышенной удерживающей силой, что уменьшает область его применения для рыбалки и водной охоты. Чаще всего применяется в водоемах с песчаным дном.
Максимальная держащая сила обеспечивается близким расположением лап, имеющих треугольную форму, обтекаемой формой головки и длинным веретеном. При падении вниз якорь врезается вглубь и закрепляется в плотных далеких от поверхности слоях грунта. Однако это свойство бесполезно при использовании на каменистом дне, при сильном ветре и быстром течении – устройство Дэнфорта может унести вместе с верхними слоями песка. В этом случае будет дрейфовать и лодка.
Длинный шток увеличивает габариты, что затрудняет хранение и использование изделия. Существует около сотни моделей системы Дэнфорта. Масса конструкции находится в широком диапазоне: от двух килограммов до семи тонн.
Конструкция Холла
Этот якорь был изобретен в 19 веке и совершил прорыв в кораблестроении. Он и по сей день является актуальным в некоторых регионах ввиду рельефа дна. Он изготавливается из чугуна, что очень удешевляет производство. В свое время эта технология позволила британскому флоту еще больше укрепить свое владычество на море. Упав на дно, изделие ложится плашмя и одним из зубцов закрепляется в грунте. Лопатообразные утолщения лап многократно увеличивают удерживающую силу.
Якорь очень быстро зарывается в донный субстрат, однако имеет большую массу, и его нельзя применять при штормах выше 4-5 баллов. Такую конструкцию сделать проблематично, и она используется только для относительно крупных деревянных рыбацких яликов.
Изобретение Матросова
Повышенная держащая способность – наследие конструкции Холла, которую Матросов значительно усовершенствовал и избавил от большинства имевшихся недостатков. Благодаря обтекаемой форме изделие глубже погружается в грунт, а выросты на лапах придают дополнительную устойчивость.
Удерживающая сила увеличена в четыре раза по сравнению с адмиралтейским якорем аналогичной массы. Конструкция Матросова не вырывается из субстрата даже при повороте судна на 360 ° . Эффективность одинакова на глинистом, песчаном и каменистом дне. Чаще всего ввиду особенностей строения (очень близко расположенных лап) применяется в речном флоте.
Изготовление своими руками
Как сделать якорь для резиновой лодки? Каждый рыбак задается таким вопросом после приобретения первого плавсредства. Рассмотрим технологию изготовления двух типов: «кошки» и Курбатова.
Курбатова
Изделие отличается компактностью, поэтому следует выбирать более тяжелые и плотные марки стали и чугуна.
Понадобятся следующие материалы:
стальная проволока с диаметром 7-10 миллиметров;
лист нержавеющей стали толщиной в три миллиметра;
стальной прут с диаметром центральной части 13-15 миллиметров.
Также необходим сварной аппарат, чтобы соединить воедино части конструкции.
Сборка состоит из нескольких этапов:
Проволоку необходимо изогнуть, придав форму веретена. К верхней части следует приварить планку.
Чтобы устройство приобрело характерную форму, нужно приварить к штоку лапы в открытом виде и шайбу. Такую последовательность соединения элементов предложил советский ученый – Александр Михайлович Сытин.
Стальную пластину нужно приварить к обеим частям, чтобы соединить их воедино.
Данное устройство подходит для лодок длиной до пяти-шести метров. При больших размерах судна необходимо добавлять утяжелители – минимум четыре килограмма. Обязательно нужно пошить или купить брезентовые чехлы для всех частей конструкции, чтобы выступающие части не прокололи лодку.
Кошка
Этот тип является самым популярным благодаря легкости, мобильности и простоте изготовления. Также «кошку» можно оснастить утяжелителями: это актуально при усиленном ветре и приобретение нового плавсредства. Таким образом, один раз сделав «кошку», вы обеспечите себя надолго необходимым инвентарем для удерживания судна.
Стальные полосы (две штуки) толщиной в 4 миллиметра, длинной – 260-270 и шириной 40.
Стальная трубка с параметрами: диаметр – 25 мм, длина – 270-300 мм.
Гайка и втулка для трубки с диаметром в 25 миллиметров.
Два стальных кольца для крепления троса.
Лучше приобрести эти комплектующие из нержавеющей стаи, но если вы ограничены в бюджете, подойдет и обычная сталь. Однако необходимо помнить о коррозии, которая быстро съест ваше творение.
Название этот тип якоря получил благодаря форме. Выступающие шипы напоминают острые когти маленького хищника семейства Кошачьих.
Методика изготовления очень проста:
По центру пластин необходимо просверлить отверстия.
Втулка вставляется в трубу, к выступающей части которой с помощью гайки прилепляются пластины.
Установить кольца нужно вверху и внизу. Нижнее кольцо используется для извлечения инвентаря из воды и удаления лап из грунта.
Трубку можно залить свинцом, чтобы увеличь массу. При плавлении свинца очень важно соблюдать правила техники безопасности!
В ряде случаев разрешено заменить стальные полоски прочной проволокой или арматурой. Такой вариант обеспечит более качественное сцепление с каменистым и покрытым густо растительностью дном. Можно ориентироваться по чертежу, чтобы не допустить ошибок.
Что стоит помнить при создании инвентаря
Масса якоря должна равняться десятой части судна. Это – обязательное условие! Больший вес может затопить надувную лодку, а более легкая конструкция не сможет выполнять свою функцию.
Нужно и правильно подбирать трос – он должен быть изготовлен из синтетических волокон, которые отличаются устойчивостью к колебаниям температуры и механическим повреждениям. Чем длиннее трос, тем более устойчивым является положение судна, особенно при сильном ветре.
Как уберечь якорь от утопления
Изготовление якоря – только один этап, причем не самый важный. Главное – уметь правильно использовать свое изделие, фиксируя на дне. Для этого требуется опыт, поэтому нужно запастись терпением, чтобы научиться забрасывать якорь, как истинный моряк.
Поскольку самым популярным среди рыбаков является тип «кошка», подробно опишем правила обращения с ним. Привязывать приспособление следует за нижнюю петлю, используя нейлоновую веревку или тонкую стяжку. Благодаря таким материалам вы не рискуете порвать трос, если резко дерните якорь.
Если течение очень сильное, нужно установить две «кошки» – на носу и корме. Плавсредство должно располагаться продольно направлению течения, чтобы его не перевернуло движение воды. Против течения можно устанавливать судно только с дополнительными утяжелителями.
Вдоль потока реки необходимо размещать лодку следующим образом: нужно зайти немного вверх по течению ожидаемого места простоя и закинуть якорь, подбирая прочность веревки в зависимости от веса изделия. При установке двух «кошек» следует устанавливать вторую только после натяжения первого троса по направлению течения.
Видео
В этом видео вы можете ознакомиться с подробной инструкцией по изготовлению конструкции типа «кошка» своими руками.
Источники:
http://svoimirykamicentr.ru/yakor-dlya-lodki-svoimi-rukami/
http://zen.yandex.ru/media/id/5c185ea7e2f26100aaeaf301/5d593395fc69ab00adcb5c42
http://motorov.net/blogs/blog/kak-vybrat-yakor-dlya-lodki-pvkh
http://fishermanblog.ru/yakor-dlya-lodkikh-pvkh.html
http://ohota.guru/rybalka/yakor-dlya-lodki.html