1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Узел встречный схема

Узел встречный схема

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Узел можно вязать двумя способами: 1. Одной веревкой делается петля (рис. 1, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 1, б. Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис.7, е). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис.1, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. 1, д). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис.1, е).

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 2, а), потом с другой (рис. 2, б). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 2, в).

Рис. 2. «Ткацкий» узел

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 3, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 3, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 3, в).

Рис. 3. «Встречный узел»

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (рис. 4, а), затем то же самое с другой (рис. 4, б). Узлы стягиваются (рис. 4, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке 4, г.

Рис. 4. «Грейпвайн»

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 5, а, б. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 5, в).

Рис. 5. «Брамшкотовый»

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 6, а, б. Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 6, в).

Рис. 6. «Академический»

Узел «простой проводник»:

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 7, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 7, в).

Рис. 7. «Простой проводник»

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 8, а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 8, в).

Рис. 8. «Восьмерка»

Узел «срединный австрийский проводник»:

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 9, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке 9, б, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (рис. 9, в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Рис. 9. «Срединный австрийский проводник»

Узел «двойной проводник», или «заячьи уши»:

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (рис. 10, а), затягивается (рис. 10, в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 10, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 10, в).

Рис. 10. «Двойной проводник»

Правильно завязанный узел показан на рисунке 10, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 11, а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех) и завязывается контрольный узел (рис. 11, б). Затем узел затягивается.

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 12, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 12, б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.

Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (рис. 13, а, б).

Рис. 13. «Стремя» как опора для ноги.

Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (рис. 14, а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 14, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 14, в).

«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (рис. 15, а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 15, б). На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (рис. 15, в).

Рис. 15. «Булинь» с помощью «пустышки»

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (рис. 16, а, б). Затем операция повторяется (рис. 16, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (рис. 16, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

Рис. 16. «Схватывающий» узел.

Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 17, а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (рис. 17, г).

Рис. 17. «Схватывающий» узел одним концом.

Дополнительные узлы:
Узел «пустышка»:

Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за концы в разные стороны.

Рис. 18. «Пустышка».

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (рис. 18, а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (рис. 18, б).

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 19).

Рис. 19. «Маркировочный» узел.

Рис. 20. «Узел Бахмана».

Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Репшнур вщёлкивается в карабин (рис. 20, а), при открытом карабине делается 3 — 4 оборота (рис. 20 б), затем муфта карабина закручивается, узел распрямляется и затягивается (рис. 20, в).

Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.

Читать еще:  Петля гардена

На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (рис. 21, а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (рис. 21, б).

Рис. 21. «Карабинная удавка».

Рис.22. Соединение частей страховочной системы узлом двойной булинь: а– .петли грудной обвязки; б – начальная петля; в – этот кусок веревки должен быть не менее 2 м.; г – подхлест нижней пряди веревки, проходящей в петлях беседки; д – петля беседки; е – петля самостраховки длиной 1,1 м; ж – петля самостраховки длимой 1,7 м

Узлы часть 1. Базовые узлы

Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов). Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука. Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.

Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.

Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться. Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу. К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.

Встречный проводник

Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.

Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.

Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.

Прямой

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.

Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».

Стремя (выбленочный)

Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д. Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется. Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.

Завязывание стремени при помощи петель

Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.

Завязывание стремени одним концом

Узел на опоре будет иметь следующий вид:

Стремя в затянутом виде

Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.

Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.

Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.

Восьмёрка (фламандская петля)

Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.

Простой штык

Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.

Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.

Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.

Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).

Булинь

Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.

Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.

Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.

Прусик

Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Шкотовый и брамшкотовый

Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке. При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу. Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.

Читать еще:  Толщина лески для спиннинга

Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.

Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.

Академический

Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается. Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов. Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.

Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.

Следующая часть будет посвящена полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.

Встречный узел — как его вязать

Встречный узел также называют встречной восьмеркой, так как правильно связанные веревки формируют именно эту цифру. Он считается одним из самых древних типов соединения. И хотя изначально такой узел использовался только в морском деле, позже он нашел применение и на суше.

Данный тип соединения можно назвать универсальным. Он подходит и для скрепления толстых тросов, и для соединения тонких веревок. При этом вязка не представляет особых сложностей, а сам узел, при необходимости, можно легко развязать. В сегодняшней статье мы рассмотрим, как его правильно вязать и где можно использовать.

Вяжем встречный узел пошагово

Существует несколько разновидностей восьмерки, но есть универсальная схема вязаная рыболовного узла, применяемая чаще всего (рисунок 1).

Пошагово классическая вязка встречного узла выглядит так:

  1. На одной веревке вяжем обычную восьмерку. Для этого один конец троса нужно загнуть и сделать петлю. Далее нужно провести ее под основной веревкой и сделать вторую петлю.
  2. Свободный конец веревки нужно продеть в первую петлю сформировавшейся восьмерки. Со вторым концом троса нужно провести аналогичные действия, но в зеркальном отображении.
  3. Если вязка была выполнена правильно, получится переплетенная восьмерка. Останется просто ее затянуть, чтобы получить прочное соединение.

Рисунок 1. Пошаговая схема вязки

Из этой пошаговой инструкции видно, что узел вяжется очень легко, но обладает достаточной прочностью для использования в туризме, альпинизме и морском деле. Единственный нюанс, который следует учитывать, это то, что для вязки лучше использовать веревки одинакового диаметра.

Особенности встречного узла и его применение

Основная особенность встречного узла – в простоте его вязки, поэтому он нашел применение не только в морском деле, но и во многих других отраслях (рисунок 2).

Рисунок 2. Изначально встречный узел был морским, но сейчас используется и на суше

Несмотря на то, что первоначальное назначение состояло в том, чтобы соединить между собой несколько веревок на борту судна, в данный момент этот тип соединения используется для рыбалки (например, для крепления фидера), в туризме и альпинизме (для удлинения веревок или изготовления обвязки), а также в быту. В последнем случае использование встречного узла практически не ограничено.

Преимущества и недостатки

Плюсов встречного узла намного больше, чем минусов. Во-первых, он очень легко и быстро вяжется. Чтобы научиться вязать прочный встречный узел, достаточно всего нескольких тренировок.

Во-вторых, соединение не распускается самопроизвольно, поэтому является крепким и надежным. Кроме того, вязать узел можно на веревках и тросах любого диаметра.

Если же говорить о минусах встречного узла, то следует уточнить, что он не подходит для вязки на одной веревке. Это связано с его прямым назначением: он изначально предназначался для удлинения или соединения двух тросов. Кроме того, веревки, на которых будет вязаться узел, должны быть примерно одного диаметра. В противном случае соединение будет недостаточно прочным.

Виды встречного узла

Туристические узлы достаточно разнообразны, но встречный считается одним из самых простых и надежных. Фактически, существует всего две его разновидности: классический и двойной, хотя в любом случае этот узел предназначен для того, чтобы одним концом веревки соединятся с другим.

Подробная инструкция по вязке обычного встречного узла была приведена выше, поэтому мы остановимся более детально на других его разновидностях.

Классический

Детальную пошаговую схему завязывания классического встречного узла мы приводили в предыдущих разделах. Однако хотелось бы напомнить об описании этого типа соединения (рисунок 3).

Встречный узел получил свое название абсолютно заслуженно, ведь конец одной веревки как бы идет навстречу другом, и одновременно подводится вниз под уже сформированной петлей.

Рисунок 3. Так выглядит классическое веревочное соединение

В классическом исполнении такой тип соединения использовался для связывания двух отдельных веревок. Его основное преимущество в том, что даже после намокания троса узел не распустится, а для того, чтобы развязать его, следует сильно потянуть за один из концов. В комплексе с простотой вязки это делает встречный узел одним из самых надежных соединений.

Двойной

Основной для вязки двойного встречного узла является обычный. Его отличие от классического состоит в том, что он вяжется и выглядит немного по-другому, за что и получит название «кроличьи уши».

Рисунок 4. Схема двойного встречного узла

На практике двойной встречный узел часто используется в рыболовном деле для крепления фидерных снастей, а также в альпинизме и скалолазании для обеспечения запаса прочности и выравнивания нагрузки на две точки страховки.

Как и в классическом исполнении, соединение состоит из двух петель, каждая из которых несет примерно половину нагрузки. Размер петель можно свободно регулировать.

Итак, связать двойной встречный узел несложно. Сначала нужно завязать на веревке обычную восьмерку. Длинной открытой петлей нужно сделать две двойные петли. Это поможет завязать качественную восьмерку. Далее конец открытой петли следует пропустить под, над и вокруг всего соединения. Теперь останется только сильно затянуть трос, чтобы надежно закрепить обе петли.

В результате у вас получится очень прочное соединение, которое можно использовать не только в качестве страховки, но и как сидение.

Пошаговая инструкция вязания встречного узла

Если вы собираетесь использовать встречный узел для страховки, вам нужно четко знать, как его правильно завязать. Несмотря на то, что в интернете есть детальные схемы вязания подобных соединений, тренироваться лучше под наблюдением более опытного товарища.

Кроме того, обычных теоретических знаний может быть недостаточно для выполнения правильного соединения, поэтому мы рекомендуем вам просмотреть видео инструкцию по вязке надежного встречного узла.

Как вязать туристические узлы

Веревка – незаменимый помощник в быту и важный предмет в туристических походах. С ее помощью можно переправиться через реку, сделать страховку, обустроить спальное место и многое другое. Поэтому, собираясь в длительный поход, каждый путешественник должен взять несколько веревок и заранее узнать, как вязать туристические узлы — крепкие и многофункциональные.

Какими бывают узлы

Любые туристские узлы должны:

  1. вязаться без лишних усилий;
  2. выдерживать разный вес и нагрузку;
  3. не сползать или уплотняться без дополнительного затягивания.

Существует множество туристических узлов, поэтому нужно уметь не только их завязывать, но и различать по видам, способам применения:

  • одинаковые веревки связывайте «встречным, ткацким, прямым, грепвайном»;
  • разные веревки соединяйте вариантами, названия которых звучат как «академический» и «брамшкотовый»;
  • для привязывания веревок к чему-либо воспользуйтесь «удавкой, стременем» или «булинь»;
  • для создания незатягивающихся узлов применяйте «восьмерки», «двойные проводники», «срединные австрийские проводники», «простые проводники»;
  • не забывайте дополнительные узлы, называемые вспомогательными.

Ниже приведены схемы и описания того, как вязать основные узлы.

Прямой узел

Прямой узел вяжем одним из двух способов:

  1. Сложить петлю на веревке, взять вторую и обернуть ей первую, оставляя пятнадцати или двадцатисантиметровые края. Концы должны смотреть в одну сторону, в противном случае узел связан неверно.
  2. Наложить одну веревку поверх второй, связать два простых узелка по разным сторонам от места соединения.

Ткацкий узел

Связать пару узлов на двух сложенных вместе веревках, стянуть, закрепить. Этот вариант узла иногда деформируется, становится более плотным, но может ослабиться зависимо от нагрузки, которую ему приходится выдерживать.

Читать еще:  Фидерный монтаж для стоячей воды

Встречный узел

Завязать простые узлы на обеих веревках так, чтобы они располагались во встречном направлении. Хвосты двойного узла должны торчать в разные стороны.

Встречный узел не ослабляется, но может сильнее затягиваться. Подходит для связывания одинаковых веревок.

Грепвайн

Сложить две веревки, связать два узла и стянуть их. Принцип действия показан на схеме.

Грепвайны – туристические узлы, используемые для соединения различных по толщине веревок. Под действием веса они затягиваются сильнее, но не требуют дополнительной фиксации.

Брамшкотовый

Толстая веревка используется для петли, которую оборачивают веревкой потоньше. Готовый узел стягивают, расправляют.

Академический

Схема схожа с брамшкотовым. Из веревки потолще складывают петлю, которую обворачивают тонкой. Результат затягивают и фиксируют.

Восьмерка

Чтобы связать восьмерку, на конце сложенной пополам веревки формируют одноименную цифру и затягивают так, как показывает схема.

Узел восьмерка позволит получить петли, не деформирующиеся под воздействием тяжестей.

Булинь

Вяжется с опорой. Петля формируется против хода часовой стрелки с оборотом на 180 градусов. Начала ее оборачивают свободным концом, который затем продевают в петлю. Как правильно формируется узел булинь, представлено на рисунке.

Вариант, не подходящий для переменных нагрузок, но остающийся стабильным под действием большого веса.

Простой проводник

«Простой проводник» может завязываться на любом участке. Не подходит для жестких веревок, на которых сильно уплотняется или, наоборот, «ползет».

Срединный австрийский проводник

Из сложенной веревки на любом участке сложить цифру «восемь», развернув ее на 360 градусов.

Двойной проводник

Второе название – «заячьи уши». Сложить вдвое веревку, образовать «пустышку». В нижнюю петельку продеть верхние «ушки».

Двойной проводник должен получиться без скрещиваний. Ему не нужна дополнительная фиксация.

Удавка

Вязать туристические «удавки» нужно на рабочей части, несколько раз обернутой ходовым концом, привязанным к опоре.

Вспомогательные узлы

К вспомогательным вариантам относятся: * Пустышка – основа для «двойного проводника» и «булинь». Развязывается без особых усилий. * Маркировочный * Стремя

Большинство основных узлов для дополнительной прочности крепится дополнительными. К ним относят: * простой; * стремя; * ткацкий; * удавка; * встречный; * брамшкотовый; * академический; * булинь; * простой проводник.

Туризм требует умения использовать различные узлы. Некоторыми из них можно связывать лишь одинаковые веревки. Помните, что любой вариант, будь то простой, узел клинч, восьмерка, морской узел или какой-то другой, должен быть связан правильно. Независимо от того, какой разновидностью узелков собираетесь пользоваться в походе, каждой требуется особое внимание. От умений туриста зависит то, насколько безопасным и комфортным будет поход для всей группы.

Подробнее о видах узлов и способах их завязывания расскажет видео.

Как вязать туристические веревочные узлы

Веревка — незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Потому в данной статье мы разберем основные виды веревочных узлов и способы их применения в походе. Они особенно вам понадобятся в походе на Эльбрус. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберемся, как завязать самый простой узел.

Вяжем прямой узел

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Схема прямого узла:

Один из вариантов контрольного узла:

Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Как взять узел восьмерка? Схема:

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Наши инструкторы в турах в горный Алтай особенно любят этот узел. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.

Узел грейпван

Грейпван – более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Пиратский узел: быстроразвязывающийся

Используется для временного крепления, либо для тех случаев, когда после спуска нужно вернуть веревку. Один конец веревки при завязывании данного узла служит для удержания веса, другой – для развязывания узла.

Как завязать ткацкий узел?

Ткацкий узел используется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов. Как завязать ткацкий узел? Накладываем две веревки одна на другую, вяжем контрольный узел сначала с одной стороны, потом с другой, стягиваем два узла, а на концах завязываем еще по одному страховочному узлу.

Как вязать шкотовый узел?

Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски веревок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.

Усиленный вариант шкотового – брамшкотовый узел (тонкая веревка наматывается).

Как вязать туристические узлы правильно? Итоги

Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

  • для завязывания двух веревок одинакового диаметра;
  • для связывания веревок разного диаметра;
  • для создания петель;
  • для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
  • для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы — понадобится в туре на Камча тку ).

Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни. Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.

Больше информации об узлах на видео:

Другие статьи

Трудности в походе

Собираясь в поход, нужно трезво оценивать свои силы и возможности. Какие-то походы можно рассматривать как первые в вашей жизни, для других необходим походный опыт за плечами. Опыт – это умение предвидеть, с какими трудностями.

Сколько стоит съездить на Камчатку

На краю света, там, где начинается Россия, находится настоящий сказочный сундук с природными богатствами – вулканами, океаном, горячими источниками и марсианскими пейзажами. Этот сундук – Камчатка. Через весь полуостров.

Сколько стоит сходить на Эльбрус

Эльбрус – потухший стратовулкан с двумя вершинами, высочайшая точка России и Европы. Обе вершины великана – пятитысячники: высота западной – 5642 метра, восточной – 5621 метр над уровнем моря. Склоны Эльбруса.

Безопасность на Камчатке: медведи

Подняться на вулкан, искупаться в горячем источнике, поесть икру и увидеть медведя – чек-лист приключений, за которыми туристы едут на Камчатку. Но бурый медведь – это не плюшевая игрушка, а непредсказуемый хищник, встреча с.

Источники:

http://www.rgo-sib.ru/book/forest/17.htm
http://xtreamfory.com/equipments/alpinizm/uzli-chast-1
http://nowifi.ru/snaryazhenie-i-ekipirovka/uzly/196-vstrechnyy-uzel.html
http://trailfollowers.com/articles/23.html
http://turclub-pik.ru/blog/kak-vyazat-turisticheskie-verevochnye-uzly/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector