Снасти корабельные
Джек Лондон
Цель жизни — добыча. Сущность жизни — добыча. Жизнь питается жизнью. Все живое в мире делится на тех, кто ест, и тех, кого едят. И закон этот говорил: ешь, или съедят тебя самого. Белый Клык
Верстка сайтов
- Адаптивная вёрстка
- Вёрстка кроссбраузерная
- Резиновая вёрстка
- Нарезка, верстка по psd файлам;
- Программирование JavaScript, jQuery
- Натяжка сайтов на CMS
На правах рекламы:
Краткий словарь морских терминов
Анкерок – бочонок для пресной воды.
Бак – носовая часть верхней палубы.
Бакштаг – курс, при котором направление движения судна составляет от 100° до 170° с направлением ветра; ветер дует косо в корму.
Банка – сиденье для гребцов на шлюпке.
Баркентина – трех– и более мачтовое парусное судно, имеющее на передней мачте прямые паруса, а на остальных косые.
Бейдевинд – курс, при котором направление движения судна составляет от 10° до 80° с направлением ветра; ветер дует спереди сбоку.
Бизань-мачта – самая задняя мачта на трех– и более мачтовом судне.
Бимсы – поперечные связи судна, на которые сверху настилается палуба.
Битенги – одиночные деревянные или металлические тумбы для крепления троса.
Бом-кливер – передний из косых треугольных парусов на носу судна.
Брашпиль – ворот с горизонтальным барабаном, служащий для подъема якоря и для тяги снастей.
Бухта троса – свернутый кругами трос.
Бушприт – деревянный брус, выступающий горизонтально или слегка наклонно с носа судна; к нему привязываются нижние передние углы бом-кливера и кливера.
Ванты – снасти, поддерживающие мачту и идущие от нее наклонно к бортам. Имеют веревочные ступеньки – выбленки. Форванты – ванты на фок-мачте; грот-ванты – ванты на грот-мачте.
Верп – небольшой якорь.
Вымбовка – рычаг для вращения вручную якорного шпиля.
Выносить на ветер – перемещать нижний задний угол паруса на наветренный борт.
Галион – тип большого парусного судна.
Галс – курс судна относительно ветра. Идти правым или левым галсом – идти при ветре, дующем с правой или левой стороны.
Галфинд – курс, при котором направление движения судна образует угол от 80° до 100° с направлением ветра. Ветер дует прямо в борт судна.
Гафель – наклонный брус, упирающийся одним концом в мачту и служащий для подъема верхнего паруса.
Гафель-гардель – снасть, служащая для подъема переднего конца гафеля.
Гик – горизонтальный брус, упирающийся одним концом в мачту. К нему привязывается нижний край нижнего паруса.
Гитовы – снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней.
Грот – нижний парус на грот-мачте.
Грот-мачта – вторая от носа мачта.
Дирик-фал – снасть, которой поднимают гафель.
Каперы – каперские суда, то есть вооруженные частные корабли, занимающиеся с разрешения своего правительства задержанием и захватом в море неприятельских судов.
Кат-балки – поворотные балки, установленные на носу судна и служащие кранами для подъема якорей на палубу.
Киль – продольный брус в нижней части судна, простирающийся от носа до кормы и служащий основанием, к которому крепятся остальные детали набора судна – корабельного скелета. Выдвижной киль, или шверт, – вертикальный плавник, выдвигаемый в воду через прорезь в днище, огражденную специальным ящиком – колодцем, и служащий для уменьшения бокового сноса – дрейфа под действием ветра.
Кильватер – струя, остающаяся некоторое время заметной за кормой идущего судна. Идти в кильватере – следовать в кильватерной струе идущего впереди судна.
Кливер – второй из косых треугольных парусов на носу судна.
Кливер-фал – снасть, с помощью которой поднимается кливер.
Клипер – судно, принадлежащее к самому быстроходному классу парусных судов. Клиперы имели огромное количество парусов, которые редко убирались даже при штормовых ветрах.
Клотик – деревянный кружок, накрывающий верхушку мачты или стеньги.
Клюз – отверстие в борту, через которое проходит якорная цепь.
Кнехты – парные металлические тумбы, прикрепленные к палубе и служащие для крепления троса.
Комингс – высокая закраина люка, служащая ограждением от воды.
Кокпит (буквально «петушиная яма») – открытый сверху, обычно сообщающийся с каютной надстройкой вырез в кормовой части палубы на небольших судах и катерах.
Корма – задняя оконечность (часть) судна.
Кофелъ-нагель – стержень, вставленный в отверстие кольца на мачте и служащий для крепления и подвешивания снастей.
Лаг – приспособление, служащее для измерения скорости судна или пройденного им расстояния.
Лаглинь – веревка, к которой прикреплен поплавок лага.
Леер – веревка, снасть, закрепленная обоими концами; служит для постановки некоторых парусов, для развешивания белья после стирки и т.д.
Ликтрос – мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.
Марсели – вторые снизу прямые паруса, здесь на мачте со смешанным, то есть и косым и прямым парусным вооружением.
Марсовые – матросы, работающие на мачтах при постановке и уборке парусов.
Миля морская – равна 1852 метрам.
На борт (руль) – повернуть руль до отказа.
Нагели – гладкие, без резьбы длинные болты, вставляемые в отверстия специальных планок с внутренней стороны фальшборта или в обоймы у основания мачты и служащие для крепления за них различных снастей.
Найтовы – тросовые или цепные крепления.
Нактоуз – привинченная к палубе тумба с надетым сверху колпаком, под которым устанавливается компас. Снабжается приспособлением для освещения компаса.
Нирал – снасть, за которую тянут вниз некоторые паруса при их уборке.
Нок – наружная оконечность всякого горизонтального или наклонного дерева, например, нок гафеля.
Обводы – формы и линии корпуса судна.
Оверштаг – «поворот оверштаг» – поворот против ветра, когда судно проходит линию ветра носом.
Остойчивость – способность судна, наклоненного ветром или волной, возвращаться в прямое положение. Чем ниже центр тяжести судна, тем больше его остойчивость.
Пиллерсы – вертикальные стойки, поддерживающие палубу снизу.
Планшир – верхний брус борта шлюпки или фальшборта корабля.
Подвахтенные – сменившиеся с вахты.
Полветра – «в полветра» – то же, что галфинд.
Полубак – площадка над палубой на носу судна.
Приводить к ветру – поворачивать судно носом к ветру.
Раздернуть – совсем отпустить шкоты, чтобы паруса (здесь передние) свободно заполоскали и не мешали повороту судна в ту сторону, откуда дует ветер.
Ракс-бугель – скользящее по мачте кольцо с крючком, служащее для подъема рейка, к которому крепится верхний край паруса.
Рангоут – деревянные или металлические части, к которым привязываются паруса.
Реи – длинные горизонтальные поперечины, подвешенные за середину к мачтам и служащие для крепления прямых трапециевидных парусов.
Риф – «брать рифы» – уменьшать площадь паруса, подбирая и подвязывая его нижний край короткими снастями – риф-штертами, прикрепленными в два или в три ряда к парусу. Рифы берутся в случае сильного ветра.
Рубка – надстройка в виде домика на верхней палубе или мостике. На парусных шхунах и яхтах – выступающая над палубой верхняя часть каюты или кают-компании. В этом случае крыша каюты называется «палубой рубки».
Румпель – рычаг, насажанный на верхнюю часть (голову) руля, с помощью которого его поворачивают.
Салинг – деревянные брусья, крестообразно прикрепленные к мачте; служат для привязывания снастей и как опора для стеньг.
Сампан – тип плоскодонного парусного судна, распространенный на Дальнем Востоке, и в частности в Китае.
Свайка – инструмент в виде заостренного стержня, употребляемый при работах с тросами.
Сезни – здесь куски троса, служащие для привязывания свернутого паруса при уборке его на положенном месте.
Спенкер (контр-бизань) – четырехугольный косой парус, поднимаемый на задней мачте судна с полным прямым парусным вооружением.
Стаксель – третий из передних треугольных парусов непосредственно впереди фок-мачты.
Стеньга – брус, служащий продолжением мачты; фор-стеньга – стеньга фор-мачты.
Степс – деревянный брус с углублением, в которое вставляется шпор (нижний конец) мачты.
Такелаж – снасти, служащие для укрепления частей рангоута, для подъема и спуска парусов и рангоута и для управления парусами.
Тали – система блоков и тросов для подъема тяжестей, управления парусами и т.п.
Талреп – трос или винт для подтягивания снастей стоячего такелажа.
Топ – верхушка, топ-мачта – верхушка мачты.
Топсель – верхний косой парус на грот-мачте (грот-топсель) и фокмачте (фок-топсель).
Траверз – направление, перпендикулярное продольной оси судна.
Транцевая корма – поперечный срез задней оконечности судна, образованный транцем – плоской вертикальной или слегка наклонной поверхностью из досок.
Тузик – небольшая двухвесельная шлюпка.
Туманный горн – рожок для подачи в тумане установленных сигналов парусными судами. Издает низкий и далеко слышный звук.
Уваливать под ветер – отклоняться носом от встречного ветра.
Узел – единица измерения скорости хода судов, равная одной морской миле в час.
Фал – снасть, служащая для подъема паруса или флага.
Фалинг – трос для привязывания шлюпки. Обычно шлюпка имеет два фалиня: носовой и кормовой.
Фальшборт – продолжение борта, образующее как бы стенку вокруг верхней палубы.
Фальшкиль – брус, прикрепленный к килю снизу.
Фок – нижний парус на фок-мачте.
Фок-мачта – передняя мачта.
Фор-ванты – ванты фок-мачты.
Фордевинд – курс, при котором направление движения судна составляет угол от 170ь правого борта до 170ь левого с направлением ветра. Ветер дует прямо или почти прямо в корму. «Поворот фордевинд» – поворот кормой против ветра.
Форштевень – передняя носовая оконечность судна, являющаяся продолжением киля.
Хват-тали – небольшие тали из двух блоков, служащие для различных работ на палубе.
Швартовы – концы (тросы), с помощью которых судно привязывается к причалу или к борту другого судна.
Шкаторина – кромка паруса, обшитая мягким тросом.
Шкот – снасть, служащая для управления парусом. К слову «шкот» добавляют название паруса или гика, который им управляется: кливер-шкот, фока-гика-шкот и т.п.
Шлюп – тип небольшого одномачтового парусного судна.
Шпангоуты – поперечные ребра корабельного скелета-набора.
Шпигаты – отверстия в борту или в палубе для стока воды.
Шпор – нижняя оконечность мачты или стеньги или задняя оконечность бушприта.
Шпринт (шпринтов) – наклонная жердь, прикрепленная к низу мачты на шлюпке и служащая для растягивания паруса.
Штаг – снасть, поддерживающая мачту или стеньгу спереди.
Шторм-трап – веревочная лестница.
Ют – кормовая часть палубы. На многих судах расположен выше средней части палубы, образуя «полуют», который, в сущности, равнозначен юту.
Якорный огонь – белый огонь, поднимаемый над носом (а на больших судах – и над кормой) при стоянке судна на якоре.
Значение словосочетания «корабельные снасти»
Значение слова «корабельный»
КОРАБЕ́ЛЬНЫЙ , –ая, –ое. Прил. к корабль. Корабельная мачта. Корабельные конструкции. Корабельный устав. Корабельный механик. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «снастить»
СНАСТИ́ТЬ , снащу́, снасти́шь; несов., перех. (сов. оснастить). Ставить снасти (во 2 знач.), снабжать снастями (судно). (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «снасть»
СНАСТЬ , -и, род. мн. –е́й, ж. 1. собир. Совокупность инструментов, орудий, приспособлений для какого-л. занятия, ремесла. Бондарная снасть. Плотницкая снасть. (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова мелькомбинат (существительное):
Синонимы к словосочетанию «корабельные снасти»
Предложения со словосочетанием «корабельные снасти»
- Тонко свистел и уныло завывал в корабельных снастях и надстройках свирепый ветер.
- Палуба под ногами качалась, и он то и дело хватался за корабельные снасти.
- Она была абсолютной, до временной, где нет ни плеска воды, ни криков чаек, ни скрипа корабельных снастей.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «корабельные снасти»
- Как моряк, Подсохин любил рассказывать о корабельных снастях и эволюциях тем, которые этого не понимали. Побывал он некогда в Лондоне, и потому, когда ему случалось играть в бостон, при объявлении пришедшей игры, иначе не произносил ее, как английским выговором: бостон. Если ж другие, не бывшие в Лондоне, подражали ему в интонации и в произношении этого слова, то взгляд и улыбка его были отчасти такие, какими он награждал сестру свою за простодушные замечания ее при слушании его сочинений.
Понятия, связанные со словосочетанием «корабельные снасти»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «корабельные снасти»:
Тонко свистел и уныло завывал в корабельных снастях и надстройках свирепый ветер.
Палуба под ногами качалась, и он то и дело хватался за корабельные снасти.
Она была абсолютной, до временной, где нет ни плеска воды, ни криков чаек, ни скрипа корабельных снастей.
Синонимы к словосочетанию «корабельные снасти»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Устройство парусного корабля
Прежде чем приступать к постройке модели парусника нужно знать устройство парусного корабля.
Когда говорят о парусном вооружении судна, то обычно подразумевают совокупность собственно парусов, рангоута (деревянный «каркас» — мачты и реи) и такелажа (канаты самого разного назначения). Хотя эти три составные части неразрывно связаны друг с другом, рассмотрим их по отдельности.
Рангоут (от голл. гоndhout — «круглое дерево») парусного судна – это прежде всего мачты и реи. Различают рангоут неподвижный и подвижной. Неподвижный рангоут жестко соединен с корпусом судна, палубами и надстройками, подвижной установлен так, что его можно устанавливать в нужное рабочее положение.
Основной неподвижный рангоут парусного судна – это мачты со стеньгами и бушприт. Мачты устанавливают в диаметральной плоскости (ДП) судна вертикально или с небольшим наклоном к корме. Мачты, как правило, были составными: нижняя часть называлась собственно мачтой или колонной, вторым ярусом шла стеньга, выше — брам-стеньга и бом-брам-стеньга. Между собой мачты и стеньги крепились эзельгофтами. На носу находилась наклонная мачта – бушприт; её продолжением, аналогом стеньги, являлся утлегарь.
Нижние концы мачт и стеньг называются шпорами, верхние – топами. Верхняя часть последней стеньги называется флагштоком. Он заканчивается точеным кружком – клотиком. Принадлежность стеньги к той или иной мачте указывается добавлением к названию стеньги слова “фор”, “грот” или “крюйс”, например, фор-брам-стеньга. грот-бом-брам-стеньга, крюйс-стеньга.
Шпор мачты закреплен в степсе – специальном гнезде, расположенном на прочной конструкции судна. В местах прохождения через палубу мачта закреплена посредством рамы – пяртнерса. Топ мачты со шпором стеньги и стеньги одна с другой соединены сдвоенными бугелями – эзельгофтами. В верхней части мачты имеется огражденная площадка – марс – для наблюдения за морем и работы с парусами. На топах стеньг установлены салинги – рамы-площадки для отвода и крепления снастей.
Рей – горизонтальная балка, закрепленная посередине мачты или стеньги специальным приспособлением – бейфутом, – позволяющим рею разворачиваться в горизонтальной плоскости. Рей, закрепленный на стеньге, может также перемещаться вдоль нее. На реях, закреплены металлические леера, к которым пришнуровывают прямые паруса. Реи, установленные на топах мачт, называются фока-реи, грота-реи, бегин-реи; на стеньгах – марса-реи; на брам-стеньгах – брам-реи; на бом-брам-стеньгах – бом-брам-реи.
Гафель – наклонная балка, к которой крепят верхнюю шкаторину триселя. Вертлюжное соединение пятки гафеля с бейфутом на мачте позволяет разворачивать гафель в горизонтальной плоскости и перемещать его вдоль мачты. Подъем гафеля за пятку осуществляется гафель-гарделью. Нок гафеля поднимается и удерживается в вертикальной плоскости дирик-фалом. Разворот гафеля в горизонтальной плоскости и удержание его в нужном положении обеспечивается эрнс-бакштагами.
Гик – горизонтальная балка, к которой прикреплена нижняя шкаторина триселя. Гик прикреплен пяткой к нижней части мачты посредством бейфута таким образом, что может разворачиваться. Разворот гика осуществляется гика-шкотами и завал-талями, в вертикальной плоскости он удерживается гика-топенантом. Бушприт – деревянная или металлическая балка, выступающая наклонно вверх впереди форштевня.
РАНГОУТ КОРАБЛЯ КОНЦА XVIII в.:
1 – бушприт; 2 – утлегарь; 3 – бом-утлегарь; 4 – мартин-гик; 5 – блинда-гафели; 6 – бушпритный эзельгофт; 7 – гюйс-шток; 8 – фок-мачта; 9 – фор марс; 10 – фор-стеньга; 11, 18. 26 – мачтовые эзельгофты; 12 – фор-салинг; 13,21, 29 — стеньговые эзельгофты; 14 – фор-брам-стеньга; 15, 23,46 – клотики; 16 – грот-мачта; 1 7 – грот-марс; 19 – грот-стеньга; 20 – грот-салинг; 22 – грот-брам-стеньга; 24 – бизань-мачта; 25 – крюйс- марс; 27 – крюйс-стеньга; 28 – крюйс-салинг; 30 – крюйс-брам-стеньга; 31 фока-рей; 32 – фор-марса-рей; 33 – фор-брам-рей; 34 фор-бом- брам-рей; 35 – грота-рей; 36 – грот-марса-рей; 37 – грот-брам-рей; 38 – грот-бом-брам-рей; 39 – бизань-гик; 40 – кормовой флагшток; 41 – бегин-рей; 42 – бизань-гафель; 43 – крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 44 – крюйс-брам-рей; 45 – крюйс-бом-брам-рей.
Неподвижный рангоут поддерживается в фиксированном положении снастями стоячего такелажа – вантами, штагами, бакштагами и фордунами.
Такелаж (от галл. takel — «оснастка») представляет собой совокупность всех снастей — пеньковых или стальных канатов, а иногда и цепей. Он делится на стоячий (предназначен для крепления неподвижных частей рангоута) и бегучий (необходим для управления реями и парусами).
Основные элементы стоячего такелажа — ванты, фордуны и штаги. Для их натяжения используют винтовые или канатные талрепы. Последние (вид талей, образованных парой блоков — юферсов) были особенно распространены. Чтобы защитить от сырости, пеньковые канаты стоячего такелажа тируют, т. с. покрывают специальным составом — тиром.
Ванты – снасти, поддерживающие мачты и стеньги с бортов. Ванты, поддерживающие стеньги, называются стень-вантами. Нижними концами они крепятся у шпора стеньги. На вантах и стень-вантах закрепляются выбленки, которые служат для подъема людей на мачты и стеньги.
Штаги – тросы, которыми раскрепляются мачты и стеньги спереди в ДП судна.
Фордуны – тросы, идущие от стеньг назад к бортам.
Название снастей стоячего такелажа формируется из двух групп слов: сначала называется мачта или стеньга, которая поддерживается данной снастью, затем добавляется название снасти, например, грот-бом-брам-штаг – это штаг, поддерживающий бом-брам-стеньгу грот-мачты. Все снасти стоячего такелажа обтягиваются втугую талрепами.
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ КОРАБЛЯ КОНЦА XVIII в.:
1 – ватер-шгаги; 2 – маргин-штаг; 3 – мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 – фока-штаг; 5 – фок-лось-штаг; б – фор-лось-стень штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7 – фор-стень-штаг; 8 – кливер леер;9 – фор-брам-стень-штаг; 10 -бом-кливер-леер; 11 -фор-бом-брам степь-штаг; 12 – грота-штаг; 13 – грот-лось-штаг; 14 – грот-лось-стень-шгаг 15 – грот-стень-штаг; 16 – грот-брам-стень-штаг; 17 – грот-бом-брам-стень штаг; 18 -бизань-штаг; 19 -крюйс-стень-штаг;20 -крюйс-брам-стень-штаг 21 – крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22 – ватер-бакштаги; 23 – утлегарь-бакштаги; 24 – бом-утлегарь-бакштаги; 25 – фок-ванты; 26 – фор-стень-ванты; 27 – фор-брам-стень-ванты; 28 – фор-стень-фордуны; 29 – фор-брам стень-фордуны; 30 – фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 – грот-ванты 32 — грот стень ванты; 33 – грот брам стень ванты; 34 грот-стень-фордуны; 35 – грот-брам-стень-фордуны; 36 – грот-бом-брам-стень-фордуны 37 – бизань-ванты; 38 – крюйс-стень-ванты; 39 – крюйс-брам-стень ванты; 40 – крюйс-стень-фордуны; 41 – крюйс-брам-стень-фордуны 42 – крюйс-бом-брам-стень-фордуны.
Снасти бегучего такелажа более разнообразны. Это фалы, брасы, шкоты, топенанты, гитовы и др. Многие из них проходят через одинарные или двойные блоки. С помощью бегучего такелажа поднимают и опускают реи, осуществляют перебрасопку (изменение угла относительно направления ветра) реев, поднимают и спускают косые паруса. Все операции проводят с палубы, и лишь для постановки и уборки прямых парусов требуется, чтобы экипаж находился на мачтах. Общая протяжённость снастей такелажа порой исчисляется десятками километров.
Бегучий такелаж изготавливают из растительных, синтетических и гибких стальных тросов. Его подразделяют на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж рангоута служит для управления элементами подвижного рангоута. Посредством его снастей рангоут поднимают, опускают, разворачивают и удерживают в нужном положении. Бегучий такелаж парусов предназначен для постановки, уборки парусов и управления ими.
К снастям бегучего такелажа парусного судна относятся фалы, ниралы, шкоты, галсы, гордени и гитовы. Фалы и ниралы – снасти, посредством которых соответственно поднимаются и спускаются косые паруса – кливеры, стаксели и топсели. Шкоты и галсы служат для постановки парусов – они растягивают прямые и косые паруса по направлению к бортам судна. Гордени и гитовы предназначены для уборки прямых парусов. Горденем подтягивают шкаторины паруса к рею. Гордень, подтягивающий нижнюю шкаторину, называется бык-горденем, боковую шкаторину – нок-горденем. Нижние углы паруса подтягивают к рею гитовыми.
На ноках реев закреплены бугели с обухами, к которым крепят коренные концы снастей бегучего такелажа реев – брасов и топенантов. К середине реев крепят коренные концы фалов. Брасы – снасти, которыми реи разворачивают в горизонтальной плоскости. Топенанты поддерживают реи в вертикальной плоскости. Фалы служат для перемещения реев вдоль стеньги. Названия брасов, топенантов и фалов зависят от названий соответствующих реев: марса-брасы, брам-брасы, бом-брам-брасы; марса-топенанты, бом-брам-топенанты; марса-фал, брам-фал, бом-брам-фал.
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ КОРАБЛЯ КОНЦА XVIII в.:
1 – блинда-топенанты; 2 – блинда-трис; 3 – гардель фока-рея, 4 -фока-брасы; 5 – фока-топенанты; б – фор-марса-брасы; 7 – фор-марса-топенанты; 8 – фор-брам-топенанты; 9 – фор-бом- брам-топенанты; 10 – фор-бом-брам-брасы; 11 -фор-брам-брасы; 12 – фор-марса-дрейреп; 13 – фор-марса-фал; 14 – гардель грота-рея; 15 – грота-брасы; 16 – грота-топенанты; 17 – грот- марса-брасы; 18 – грот-марса-топенанты; 19-грот-брам-фал; 20 – грот-брам-топенанты; 21 – грот-бом-брам-топенанты; 22 – грот-бом-брам-брасы; 23 – грот-брам-брасы; 24 – крюйс-бом- брам-брасы; 25 – крюйс-брам-брасы; 26 – грот-марса-дрейреп; 27 – крюйс-марса-брасы; 28 – бегин-брасы; 29 – грот-марса- фал; 30 – гардель бегин-рея; 31 – бегин-топенанты; 32 – крюйс- бом-брам-топенанты; 33 – крюйс-брам-топенанты; 34 -крюйс- марса-топенанты; 35 – дирик-фал; 36 – крюйс-марса-дрейреп; 37 – гафель-гардель; 38 – крюйс-марса-фал; 39 – бизань-гика- топенанты; 40 – бизань-гика-шкот.
Слово «парус» происходит от греческого «фарос», что означает «полотно», «ткань»; в древности на Руси использовался другой термин — «ветрило». Веками паруса изготовляли из льняной или хлопчатобумажной ткани, сейчас наиболее распространён синтетический материал — дакрон.
Паруса подразделяются на прямые (ставятся поперёк судна) и косые (располагаются вдоль него). Парус сшивается из отдельных полотнищ, по краям (шкаторины) он усиливается двумя-тремя слоями ткани и особым канатом — ликтросом. Для изменения площади паруса в зависимости от силы ветра в XIV в. вошли в употребление бонеты — дополнительные полотнища, прикрепляемые на шнуровке к нижним шкаторинам. Позже вместо бонет стали применять риф-сезни — специальные завязки, продетые сквозь плотную горизонтальную полосу ткани — риф-бант. При усилении ветра парус, чтобы уменьшить его площадь, выше риф-банта скатывают и подвязывают к рею риф-сезнями.
Виды парусов:
Паруса, укрепленные к бушприту: 1 — кливер; 2— кливер и под ним фока- стаксель; 3 — бом-кливер (впереди), кливер и фока-стаксель; 4 — бом-кливер, кливер, фор-стеньга-стаксель и фока-стаксель.
Рейковые паруса, поднимаемые на мачтах (именуются всегда снизу вверх)) 5 — главный, разрезные (нижний и верхний) марсели, разрезные (нижний и верхний) брамсели, бом-брамсель; 6 — главный, разрезные (нижний и верхний) марсели, брамсель, бом-брамсель; 7 — главный, марсель, брамсель, бом- брамсель; 8 — главный, марсель, брамсель.
Остальные виды парусов (также снизу вверх): 9 — бизань и треугольный топсель; 10 — бизань; 11 — косой парус с рейковым топселем; на меньшей мачте один косой парус; 12 — косой (латинский) парус; 13 — ундер-стаксель, марса- стаксель и брам-стаксель.
Промысловое оборудование
Оснащение промысловых судов орудиями лова и соответствующими устройствами зависит от типа судна и метода лова рыбы. В морском рыболовном промысле основными методами являются лов рыбы при помощи донного и разноглубинного трала. Наряду с этим определенные сорта рыбы ловят посредством крючковой снасти, на свет, с помощью электрического тока и другими способами. Донные тралы используют на рыболовных ботах, траулерах с бортовым и кормовым тралением, а также на судах для лова и переработки рыбы. Они служат для лова красного окуня, наваги, сельди и других сортов рыбы. Донные тралы, имеют форму воронки. Эти тралы буксируют при помощи ваеров длиной 200—2000 м (стальных проволочных тросов диаметром 11—28 мм). Различают донные и пелагические тралы, т. е. тралы, которые можно буксировать на определенных глубинах.
Лов при помощи донного трала
1 — куток; 2 — верхняя распорная доска; 3 — распорная доска; 4 — ваеры
Раскрытие выброшенных за борт тралов происходит во время буксировки. Если донный трал буксируется судном, то раскрытие происходит в горизонтальном направлении за счет приделанных к ваерам траловых досок, представляющих собой плоские деревянные доски прямоугольной или овальной формы длиной 1 — 3 м и шириной 0,5—2 м в зависимости от размера сети. Эти траловые доски расположены под углом от 30 до 40° относительно направления буксировки; под влиянием гидродинамических сил они растягивают створки сети. Раскрытие в вертикальном направлении осуществляется с помощью кухтылей, размещенных в верхней подборе (верхняя сторона устья ceти), и соответствующих грузов, находящихся на нижней подборе (грунтроп). У донных тралов, буксируемых двумя судами, раскрытие происходит за счет тяги судов, кухтылей и грузов, расположенных соответственно в верхней и нижней подборах сети.
Лов посредством пелагического донного трала (верхний рисунок)
1 — куток; 2 — грузики; 3 — алюминиевые кухтыли; 4 — стальной трос; 5 — утяжелители; 6 — ваеры.
Лов ceтью (нижний рисунок)
1 – буйки (кухтыли); 2 — верхняя подбора с поплавками; 3— нижняя подбора с грузиками.
Ceти используют главным образом на логгерах для ловли сельди, скумбрии и лосося. Их длина может быть от 20 до 70 м, а высота от 5 до 15 м. На верхней подборе (верхней кромке) сeтeй расположены плавучести (пробки), а на нижней — грузы, если вожак находится в верхнем положении. При другом его расположении достаточно утяжеления только за счет вожака. Если косяки рыб встречают на своем пути такие вертикальные прямоугольные сетевые порядки, рыбы головами входят в ячейки сeтeй. Испытывая давление на горло, рыбы расставляют жабры и при движении назад застревают в ячейках ceти (пассивное рыболовство). Ставные мелководные ceти применяют преимущественно на сейнерах для лова пелагических косяков рыбы — сельди, сардины, анчоуса, тунца и макрели. Обнаруженный косяк рыбы при помощи сейнерной лодки или второго сейнера окружают кольцеобразно выложенным сeтeвым порядком, который затем замыкается боковыми поводцами. Рыба оказывается в сeтeвом мешке, который подтягивается к рыболовному судну. За счет широкой приемки ceти на борт рыба, пойманная в заборной части ставной мелководной ceти, подается на судно с помощью сачков или рыбонасосов.
Лов рыбы на свет (рисунок слева)
1 — источник свете; 2 — коническая ceть.
Электролов рыбы (рисунок справа)
1 — электрод; 2 — рыбонасосы.
Лов на свет используется для сортов рыб, которых привлекает свет, таких как балтийская килька, ставрида и сайра. Конические ceти диаметром 3—4 м и длиной около 4 м снабжаются подводной лампой мощностью 1000 Вт. Лов производится в темноте. Лампу включают на 1—2 мин, чтобы привлечь рыбу, затем коническая ceть с относительно большой скоростью поднимается. Вместо конических ceтей применяют также рыбонасосы. Электролов рыбы основан, с одной стороны, на том, что сильные импульсы тока убивают рыбу. Этот метод распространен при лове больших рыб крючковой снастью. С другой стороны, рыба под воздействием полей постоянного тока при наступающем оглушении направляется от катода (отрицательного полюса) к аноду (положительному полюсу). Это явление используется на промысловых судах с рыбонасосами. В качестве положительного полюса здесь служат йсасывающее отверстие насосного трубопровода или расположенные позади стальные листы, а в качестве отрицательного полюса — стальные листы, находящиеся спереди на определенном расстоянии. Рыба, оглушенная электрическим током, плывет в сторону всасывающего отверстия и откачивается насосом. Поля переменного тока в рыболовстве не применяют, так как они отпугивают рыбу. Крючковая снасть используется для лова тунца, угря, семги, трески, скумбрии и палтуса. Различают два вида рыболовной снасти — общеизвестные «удочки», состоящие из удилища (прутка) и лески с одним или несколькими крючками, и донные крючковые снасти (ланглини). Последние представляют собой тонкую леску, на которой на расстоянии от 1 до 2 м закреплены короткие лески с рыболовными крючками. Длина лесок составляет от 1 до 2 м, длина ланглиней — 5000 м и более. На рыболовные крючки в качестве приманки насаживают мелкую рыбу, куски крупных рыб, блесну или рыбу из пластмассы. Ланглини выполняют как в виде донной крючковой снасти с грузилами и плавучестями для лова угря, так и в виде поверхностной крючковой снасти с плавучестями для лова лосося и тунца.
Тип и размеры промыслового устройства траулеров зависят от метода лова, рыболовных снастей и типа судна. Кроме установок для переработки, консервирования и хранения улова рыболовные суда должны быть оснащены устройствами для вымета и приемки на борт ceти. К ним относятся подъемные механизмы для вымета за борт и приемки на борт более или менее наполненной ceти, а также лебедки для стравливания и подтягивания к борту ваеров рыболовного трала, крыльев ceти и кутка. Лов рыбы при помощи донных тралов осуществляется с борта или с кормы судна. У траулеров бортового траления на главной палубе перед мостиком стоит траловая лебедка. От ее канатных барабанов ваеры проходят мимо люков рыбных трюмов к расположенным около фок-мачты центральным роульсам (блокам с перпендикулярной осью вращения); при этом через направляющие роульсы ваер левого борта подводится к носовой траловой дуге, а ваер правого борта — к кормовой. Оба ваера выводятся затем за борт через подвесные вращающиеся блоки траловых дуг. Носовая траловая дуга находится в нос от фок-мачты на расстоянии около 2 м от нее; расстояние между обеими траловыми дугами составляет 25—30 м. Верхняя часть траловой дуги расположена на высоте 3 м от палубы. Закрепленные на палубе траловые дуги дополнительно подкрепляются распорками из круглой стали, причем распорки проходят от верхней части траловой дуги к мачте или к надстройке.
Промысловые устройства
а — траулера бортового траления с донным тралом; b — траулера кормового траления с донным тралом; с — траулера кормового траления с качающейся дугой; d — траулера кормового траления с траловой дугой; е — логгера; f — сейнера.
1 — кормовая грузовая стрела; 2 — блоки на штаг-кариаке; 3 — гинь-тали; 4 — носовая грузовая стрела; 5 — носовая тралевая дуга; 6 — кормовая траловая дуга; 7 — траловая лебедка; 8 — центральный роульс; 9 — коренной ролик траловой дуги; 10 — бортовой роульс; 11 — ваеры; 12 — кормовой бортовой ваерный ролик; 13 — подвесной блок; 14 — оттяжка; 15 — куток; 16 — барабан для вытяжного троса; 17 — вытяжной трос; 18 — распорная (траловая) доска; 19 — качающаяся траловая дуга; 20 — подвесной блок траловой дуги; 21 — гидравлический цилиндр; 22 — траловая дуга донного трала; 23 — подвесной направляющий ролик; 24 — шпиль; 25 — бортовой рог; 26 — сетевыборочная машина; 27 — сеть; 28 — сететрясная машина; 29 — рол.
На фок-мачте помещаются либо гинь-тали грузоподъемностью около 50 кН и носовая грузовая стрела (патент) грузоподъемностью от 10 до 20 кН, либо блок талей и стрела грузоподъемностью 30 кН. Расположенная на палубной надстройке в районе кормовой траловой дуги грузовая стрела траулера имеет грузоподъемность 20—3.0 кН. Гинь-тали служат для подъема на борт кутка с уловом, причем ходовой конец заводится на турачку траловой лебедки. Как гинь-тали, так и другие подъемные механизмы служат для работы с донным тралом и его частями. Над люками рыбных трюмов на штаг-карнаке расположены грузовые блоки грузоподъемностью до 5 кН. При использовании других способов работы с тралами эти грузовые блоки не нужны. Штаг-карнак помещается между фок-мачтой и бизань-мачтой. При отсутствии бизань-мачты штаг-карнак, служащий также для сушки ceти, крепится к дымовой трубе. У траулеров кормового траления донный трал выметывается, буксируется и принимается на судно через кормовой слип. Поэтому траловая лебедка находится либо позади мостика, который тянется обычно от одного борта до другого, либо на самом мостике. Часто вместо большой лебедки с двумя канатными барабанами и двумя турачками устанавливают две раздельные однобарабанные траловые лебедки и шпили или вспомогательные лебедки. Управление этими лебедками и шпилями осуществляется с центрального поста управления, расположенного на кормовой палубной надстройке. Если судно не оборудовано траловой дугой для донного трала или качающейся траловой дугой, то блоки траловой дуги для ваеров устанавливают на опоре, находящейся над слипом, или на мостике над слипом. При помощи шпилей или турачек траловой лебедки и вытяжных концов (стальных тросов с крючками) донный трал поэтапно через слип втаскивается на рабочую палубу, длина которой меньше длины самой сети. Для выполнения опасных и тяжелых работ на турачках часто предусматриваются две вспомогательные лебедки для вытяжных концов. В качестве подъемных механизмов при работе с сетью перед порталом устанавливают колонны с гинями или двуногие мачты со стрелами грузоподъемностью 30—60 кН. При наличии качающейся траловой дуги с гидравлическим приводом колонны с гинями или двуногие мачты не требуются. При выметывании ceти качающаяся траловая дуга поворачивается назад, и сетевой куток стравливается через подвесной ваерный блок траловой дуги так, чтобы остаток ceти и ее части скользили по кормовому слипу. Выборка кутка осуществляется посредством качающейся траловой дуги, повернутой в корму; затем траловая дуга с помощью подвешенного кутка поворачивается вперед.
Промысловое устройство судов бортового траления похоже на устройство траулеров бортового траления, а промысловое устройство судов кормового траления почти аналогично промысловому устройству траулеров кормового траления. Если судно для лова и переработки рыбы имеет оборудование, позволяющее использовать различные методы лова, то промысловое устройство такого судна будет большим, сложным и более тяжелым, соответствующим большим ceтям. Промысловое устройство логгера, находится на палубе в носовой части судна и состоит в основном из тралового шпиля, направляющих ролов и сетеподъемного механизма, а также магазина для буев. Вожак обычно проходит от тралового шпиля через носовой клюз. Постановка ceти происходит через направляющий рол. Выборка вожака идет от клюза через ролик киповой планки траловым шпилем, а сеть подтягивается сетеподъемным механизмом через направляющие ролы. В процессе подтягивания рыба вытряхивается из ceти. Так как обычные логгеры можно использовать только в сезон, то для увеличения рентабельности их часто оснащают донным тралом. Дополнительное оборудование для лова рыбы при помощи донного трала похоже на оснащение траулера бортового траления. Промысловое устройство сейнеров находится в кормовой части судна. Характерными частями устройства являются вращающаяся площадка или решетка для ceти, а также мачта-однодревка позади надстройки для выборки ceти при помощи грузовых талей и шпиля. Крючковая рыболовная снасть используется на судах типа яхт длиной от 20 до 50 м, например на судах для лова тунца в Тихом океане. Лов Происходит с кормы или кормовых платформ. Суда для лова рыбы донной крючковой снастью оснащаются одной траловой лебедкой или одним траловым шпилем. Сила тяги составляет 0,3—0,5 кН, скорость выборки — 0,5—0,7 м/с.
Оснастка корабля
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Смотреть что такое “Оснастка корабля” в других словарях:
Оснастка корабля — (судна) 1) устройства, изделия и приспособления для постановки парусов и управления ими 2) Система снастей парусного судна 3) Крепление такелажа к мачтам и проводка снастей. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
Оснастка корабля — устройства и приспособления для постановки парусов и управления ими … Словарь военных терминов
ОСНАСТКА корабля (судна) — 1) система снастей, устройств и приспособлений, стоячего и бегучего такелажа для крепления рангоута, постановки парусов и управления ими; у промысловых судов снасти для управления орудиями лова, у… … Военный энциклопедический словарь
ОСНАСТКА — ОСНАСТКА, оснастки, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. оснастить оснащать оснащивать. Оснастка корабля длилась неделю. 2. Такелаж, вся палубная снасть. Корабль в новой оснастке. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Вооружение корабля — установка на места рангоута (мачт, реев и т. п.), оснастка, укладка трюма и снабжение судна всем нужным для плавания, нападения на неприятеля и обороны против него. Одновременно с установкой рангоута и тягой такелажа, производится сборка… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
РАНГОУТ — (голл., морск.). Все деревянное, входящее в состав вооружения какого либо судна. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАНГОУТ все деревянные предметы над палубой, части корабельной оснастки мачты, реи,… … Словарь иностранных слов русского языка
HMS Captain (1869) — «Кэптен» HMS Captain … Википедия
Николаевский судостроительный завод — Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) Год основания 1897 Прежние названия Наваль Завод № 198 имени Андре Марти Завод имени Ивана Носенко Ключевые фигуры Илья Григорьевич Горн Владимир Петрович Мовчан Расположение … Википедия
ЧСЗ — Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) Год основания 1897 Прежние названия Наваль Завод № 198 имени Андре Марти Завод имени Ивана Носенко Ключевые фигуры Илья Григорьевич Горн Владимир Петрович Мовчан Расположение … Википедия
система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Источники:
http://londonjack.ru/slovar_morskih_terminov.html
http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8
http://sdelaj.com/modelling/drawings_of_ship_models/1694-ustroystvo-parusnogo-korablya.html
http://seaships.ru/fishercraft.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/75683/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0