3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поводки для троллинга

Мои снасти для «дорожки» и для троллинга

Владимир Соколов | 20 сентября 2017 г.

Обсуждая с коллегами – вживую или в интернете — работу различных приманок на каких-то конкретных акваториях, иногда узнаю необычные для себя вещи. Например, что с каким-то воблером ловля у кого-то ну никак не получается, хотя в этом сезоне именно на него у меня случилась чуть не половина всех поклевок судака. Причем этот мой воблер стабильно работает и ловит на протяжении двух – трех последних сезонов практически без перерыва «на отдых».

Пытаясь уяснить, чем это явление может вызвано, начинаю задавать вопросы. И по результатам таких бесед удается сделать много интересных выводов о причинах подобных неудач коллег. А прояснив для себя детали, можно выстроить свой алгоритм рыбалки так, чтобы максимально убрать субъективную ее составляющую.

Во-первых, начнем со скорости проводки. (К слову, некоторые ее просто не контролируют, рыбалка ведется «на глазок» — по ощущениям, а GPS-навигатор или иной прибор, измеряющий скорость, на борту отсутствует, хотя как без него можно рыбачить и вообще появляться на просторах Ладоги — я себе уже не представляю). Далеко не у всех суда могут физически поддерживать комфортную троллинговую скорость — от 2 максимум до 6 — 7 км/ч. Но если мотор даже на спокойной воде задает минимальную скорость движения в 5 — 6 км/ч (а это, в первую очередь, касается двухтактников средней мощности, установленных на легких корпусах), то результирующая скорость еще возрастет, если в корму задует свежий ветер.

И тут надо иметь в виду, что далеко не всякий воблер может устойчиво работать на повышенной скорости, да и не любой рыбе интересно бегать за подобными «торпедами», особенно если вода еще не очень хорошо прогрелась. Ну а если еще на эти условия наложится и некорректная работа спиннинга, то положительного результата и вовсе не дождешься. Частенько не удается заинтересовать хищника и когда движение очень медленное — это если приходится идти против ветра и волны. Делаем вывод, что технические особенности лодки для троллинга должны обеспечивать приемлемый диапазон скоростей приманок вне зависимости от курса, ветра и волны.

А вот выбор той скорости, которая наиболее понравится хищнику, определяется уже целиком уровнем профессионализма шкипера судна. И лишь экспериментируя с разными приманками и со скоростями их проводок можно наиболее быстро подобрать ключик к рыбе. Скажем, при ловле с большой планерной системой или с помощью мини-планеров одним из приемов подачи приманки на разных скоростях является движение с постоянным изменением курса (траектории) судна.

На экране GPS-навигатора при этом появляется трек, напоминающий синусоиду. Планер, находящийся в момент поворота вдали от воображаемого центра вращения, начинает ускоряться, увлекая за собой (и тем самым разгоняя) приманки своего борта, в то время как на противоположном борту приманки замедляются в зависимости от радиуса циркуляции, вплоть до полной остановки. К слову, совершая подобные эволюции на воде, стоит иметь в виду, какие приманки применяются в этом конкретном случае – плавающие, суспендеры или тонущие, и какая под ними в этот момент глубина — чтобы не преподнести себе неприятный сюрприз в виде зацепа за дно.

При подобной траектории движения судна, оснащенного двумя спиннингами, стоящими на бортах, эффект ускорения тоже почувствуется, но он будет выражен менее ярко. Правда, при этом может проявиться один неприятный момент: редко какие приманки в процессе ловли идут по прямой, сделать-то гидродинамически идеальную ее форму – задача трудновыполнимая. И маловероятно, что приманка пойдет строго прямолинейно на дальнем отпуске, неизбежно будут уводы в сторону. В какую — предсказать сложно, поэтому при поворотах вполне возможен их перехлест.

Во-вторых, почему-то у довольно большого контингента коллег сложился такой стереотип: чем больше глубина под лодкой, тем глубже должны идти приманки, чуть ли не цепляясь за дно. Ну, такой подход может быть результативным в реках. Там обычно запускаются с бортов лодки по спиннингу – на каждом по приманке, как того требует Закон для многих акваторий. Обычно ставятся приманки, идущие на разных глубинах. И если случается зацеп, то даже на течении есть время смотать второй спиннинг — и, заякорившись, при помощи отцепа освободить застрявшую приманку. На водоемах же со стоячей водой пелагический троллинг (проводка воблеров в толще или в средних слоях) оказывается заметно предпочтительнее и результативнее. Особенно учитывая, что наилучшие результаты могут быть, когда судак выходит «париться» (или «плавиться» — кому какой термин больше нравится) и активно реагирует на приповерхностные приманки.

В-третьих, речь пойдет о снастях и о значении их оптимального подбора. Я сразу же хочу внести некоторую ясность: когда рыбы, что называется, палкой не размешать, то все вопросы, связанные с приманками и снастями, отходят на второй план – клюет на всё, что опущено в воду, и спиннинг с его работой в подобной ситуации не играет никакой роли. Но обычно в такие условия, особенно в наших краях, удается попасть крайне редко — и ловля, по большей части, всё-таки «трудовая». А вот при этих условиях нюансы, обозначенные ниже, обычно играют если не самые главные, то далеко и не второстепенные роли. Итак, перечислим составляющие нашего арсенала: спиннинг, катушка, леска/шнур, поводок, застежка. Именно этому третьему пункту – рациональному подбору снастей — я и хочу уделить максимум внимания, потому как ни в печатных, ни в визуальных СМИ этот аспект народ явно обходит стороной, что, на мой взгляд, неправильно.

Итак, что я вкладываю в понятие «сбалансированная снасть». Естественно, что разговор идет совсем не о том балансе, к которому стремятся все спиннингисты. Здесь, в троллинге, всё иначе. Но прежде чем перейти непосредственно к теме, сделаю небольшое отступление — разграничу термины «троллинг» и «дорожка». Если понятие «дорожка» еще с позапрошлого века трактовалось однозначно в работах наших рыболовных классиков, то под словом «троллинг» во многих работах зарубежных авторов понималось всё, что угодно, но только не то, чем занимается мы.

И лишь с 70-х годов прошлого века начала доходить информация, описывающая именно этот процесс. Я эти понятия условно разделю, но лишь для того, чтобы внести некоторую ясность в применяемое оснащение и в то, как взаимодействуют между собой все элементы в этих комплексах – которые я и определяю, как «снасть».

Когда разговор идет о «дорожке», то под этим действом будем понимать следующее: самое простое использование снастей, т.е. один — два спиннинга, отпущенные с бортов лодки. Казалось бы, при такой схеме ловли нет и не может быть никаких нюансов — ан нет, их довольно много.

Начнем с глубины ловли. Для кого-то важно, чтобы воблер «пахал» дно, постоянно по нему чиркая. В зависимости от того, какая глубина под кормой лодки в данный момент, могут применяться приманки с заглублением от 1 — 3 и до 10 — 15 м, а может — и еще больше. Если сюда добавить и размер, то это могут быть как 5 – 7-сантиметровые воблеры, так и длиной 15 – 25 см. Размеры тела воблера в совокупности с размером лопасти дают заметно отличающиеся по значению величины сопротивления – как правило, чем глубже идет воблер, тем он более упористый. И вот здесь хочу переключить внимание на то, как будет работать удилище с такими разнообразными по характеристикам приманками.

Многие коллеги, стремясь сэкономить, для «дорожки» применяют удилища, которые у них выполняют функции спиннинга для ловли взаброс. Идея по своей сути хорошая, но эти модели имеют неширокий диапазон допустимых нагрузок, а тест, обозначенный на бланке, определяет лишь массу приманок, которые этим спиннингом можно закидывать. Но эта характеристика никоим образом не учитывает, насколько эта приманка будет упориста. Поэтому такие спиннинги обычно имеют довольно узкий спектр применения, если смотреть с позиции проводок упористых приманок.

Вот, скажем, я под подобную ловлю приспособил забросный спиннинг Maximus High Energy-X MSHEX24H, который, имея тест 20 — 60 г, позволяет чувствовать во всех деталях и «игру» небольших приповерхностных воблеров, и отлично справляется с проводкой упористых приманок среднего горизонта, идущих на четырех-пяти метрах – например, 7-сантиметрового Nils Master Haka DD. Несколько достаточно крупных хищников, включая щук за «пятерку» и даже сомика почти на 8 кг (фото 1), на него удалось поднять.

И это всё, не тормозя лодку — нагрузку данный «Максимус» перенес весьма приличную. Меня, с учетом применяемых для ловли на Балтике и на Ладоге приманок, такой спиннинг полностью устраивает, спокойно перекрывая весь применяемый набор приманок, а его сверхбыстрый строй отлично всё отрабатывает без провалов. На фото 2 видно, какую он принимает форму под максимальной нагрузкой, которую я ему задаю на Ладоге. Но если мне придется «заряжать» что-то типа Tail Dancer длиной 9 — 11 см от Rapala, то этот спиннинг его уже «не потянет» — и начнет, что назывется, проваливаться. Конечно, если судак суперактивен, что бывает крайне редко, всё работать будет и ловиться тоже.

А вот если хищник окажется капризен, то спиннинг, нарушающий «игру» приманки, сделает свое черное дело — поклевки на такую снасть, скорее всего, прекратятся. В лучшем случае будут крайне редкими. И чтобы упористая приманка снова нормально заработала, необходимо просто поменять спиннинг на более мощный, с более высоким тестом. Желательно, чтобы его строй был экстрафаст или, в крайнем случае – фаст. Кстати, для такого спиннинга подходит безынерционная катушка, начиная примерно с 3000-го размера по классификации «Шимано» и больше. Нагрузки при вываживании возникают большие — и запас мощности лишним никогда не будет. Для более точно выставления приманок за кормой лодки я использую маркированный разными цветами Power Phantom Multicolor 0,22 мм в размотке 150 м (фото 3).

Читать еще:  Узел встречный схема

Если на спиннинг устанавливаю небольшой воблер для ловли в местах, где вероятность щучьей атаки невысока, обычно металлический поводок не применяю — он заметно уменьшает число поклевок на небольшие приманки. А если выходишь в «точку», где всё возможно, то уже без поводка не обойтись. При ловле без поводка я просто вяжу застежку так, чтобы оставался длинный хвост, которым, в свою очередь, формирую что-то типа двойного шок-лидера длиной около 30 см. Свойство любого шнура позволяет это выполнить, причем нити оказываются натянутыми неодинаково, что делает такую фиксацию приманки «долгоиграющей».

Но если на одной из нитей я заметил небольшое замохрение, то просто перевязываю застежку. На самих застежках особо останавливаться не буду. Обычно исхожу из того, что ее конструкция должна позволять без напряжения надевать и снимать приманки, как бы ни была расположена петля у приманки. Ну и все купленные застежки я обычно испытываю на разрыв/разгиб при помощи 6-килограммовой гантели.

К подобным заключениям касательно спиннингов, предназначенных под заброс, я пришел после многочисленных рыбалок, когда мы с приятелями использовали одинаковые приманки, но гоняли их на разных по мощности спиннингах. И, как выяснилось на воде, плохо не только когда спиннинг «проваливается» из-за чрезмерно упористой приманки, но и когда он совершенно «дубовый». Особенно негативно это явление проявляется в волну, когда лодка идет неравномерно, а спиннинг не успевает отрабатывать эти ускорения.

Более того, максимальная скорость проводок для некоторых приманок ограничена величиной в 5 — 6 км/ч, а дальше идет сбой в «игре» – приманка ложится набок, а то и просто выпрыгивает из воды. Однако если бы спиннинг сгибался при ускорении и мягко действовал на приманку, то такого явления в большинстве случаев вполне реально можно было бы избежать.

Почему я сделал акцент на строе спиннингов, которые мы приспосабливаем под «дорожку»? Спиннингом медленного строя, конечно, тоже можно ловить, но диапазон приманок, если исходить из их «упора», с которыми справится эта модель в силу ее конструктивных особенностей, значительно уже. Под небольшой нагрузкой всё будет нормально. Но с повышением нагрузки бланк чуть больше сгибается – и, переходя некий рубеж, у него прекращает работать кончик, который должен рассказывать всё о состоянии и характере работы приманки, и начинает работать уже средняя часть, входя в резонанс и тем самым создавая паразитные колебания.

При ловле взаброс такого явления не получить в принципе, а «дорожка» с постоянно-переменной загрузкой к такому приводит. Что, в свою очередь, уже негативно отзывается на работе и результативности приманки. То же самое явление может возникнуть и при ускорении, скажем, на волне. Поэтому, проведя с подобными спиннингами несколько рыбалок и посмотрев особенности их работы в разных условиях, я их оставил для других задач.

Какой должна быть снасть для троллинга

После того как ваша лодка оборудована всем необходимым для борьбы с речным или морским хищником стоит задуматься о выборе снасти для троллинга. Условия и характер троллинговой ловли накладывает определенный отпечаток не только на выбор лодки, двигателя и приспособлений. Подбор правильного спиннинга для троллинга – важнейший момент, к которому нужно подойти со всей ответственностью.

Начинать собирать спиннинг для троллинга нужно собственно с самого удилища. Стоит понимать, что в отличие от обычного кастингового спиннинга для троллингового спиннинга не столь важна легкость и эстетика снасти, дальность и точность заброса, а также тест и строй. Хотя на последние параметры все же стоит обратить внимание, об этом дальше. Главной характеристикой является мощность и неубиваемость.

Качественное тролловое удилище обычно имеет усиленный комель, мощные кольца и крепеж катушки. Тестовые характеристики обычно выражаются в диаметре шнура (лески), которая может использоваться с данным удилищем. Средний диапазон диаметров лески для пресной воды 0.14-0.20, а для моря или целенаправленной ловле сома от 0.17 до 0.4 и больше. Общепринятый и понятный тест такого удилища будет в диапазон от 40 до 150 грамм и более. Чем крупнее приманки и сила течения, тем мощнее должно быть удилище. Короче говоря, аскетичная мощная палка без излишков, которая может сдержать мощные рывки крупной рыбы.

Пару слов о строе спиннинга для троллинга. Обычно используются достаточно быстрые удилища, но без фанатизма. Тут очень важно поймать грань. Излишне быстрые спиннинги лишат вашу снасть эластичности. Будут частые сходы и потери приманок на зацепах, особенно если промахнетесь с фрикционом. В то же время излишне хлесткий спиннинг будет изгибаться дугой под массой дополнительного оборудования и тяжелыми приманками. Что также не есть хорошо.

Длина удилищ колеблется в диапазоне 1.90- 3.50 метра. Усредненным оптимальным вариантом по общему мнению многих троллингистов является длинна спиннинга 2-2.5 метра. Стоит использовать удилища разной длины. Одно для ближнего боя длиной метра 2, второе для дальних дистанций вплоть до 3-х метров. Это даст преимущество в маневренности и удобстве. Из производителей хороших тролловых палок стоит отметить Salmo, Daiwa, Balzer и другие. В любом случае перед покупкой лучше пойти потрясти палочкой, — не покупать наобум.

Удилище выбрано. Следующим важнейшим элементом снасти, от которого во многом будет зависеть результат рыбалки является катушка для троллинга. Всем адептам кастинговой снасти при выборе катушки на троллинговую снасть стоит забыть о мясорубках. Руководствуясь задачами, которые должна выполнять хорошая троллинговая катушка стоит остановить свой выбор на качественном мультипликаторе.

Катушка для троллинга должна обладать такими качествами:

  1. Прочная и надежная конструкция без излишков. Надежность превыше всего. Условия в троллинге априори тяжелее, чем рыбалка с берега.
  2. Катушка должна выдерживать постоянную нагрузку на шпулю, фрикционный тормоз и остальные конструктивные элементы. Снасть постоянно находится под напряжением.
  3. Тонкая настройка фрикциона. Приманка не должна сматывать шнур со шпули, но в то же время даже небольшая рыба должна свободно стягивать шнур с катушки.
  4. Большой запас лески (шнура) на шпуле. Тут понятно. Акватории большие, хищники мощные.
  5. Способность выдержать и сгладить резкие рывки рыбы, зацепы приманки. Чтобы не сломать снасть и не потерять трофей.
  6. Желательно чтобы катушка была с датчиком количества сброшенного шнура. Очень удобно контролировать на каком расстоянии от лодки, и на какой глубине идет приманка.

Как легко догадаться ни одна безинерционная катушка не наберет и трех пунктов из шести. Потому однозначно выбираем мультипликатор! Не рекламы ради, а из собственного опыта отмечу, что отлично показали себя мультипликаторные катушки Abu Garcia и Daiwa. Например, серия Ambassadeur от Abu или Daiwa T3 Ballistic.

После того как катушки куплены и установлены на удилище, перед начинающим троллингистом возникает актуальный вопрос – “Шнур или леску использовать для троллинговой снасти?”

Однозначного мнения, а значит и ответа, нет. Не будем претендовать на истину в последней инстанции, просто отметим недостатки и преимущества лески и шнура. А делать выводы – удел каждого отдельного рыболова.

Итак, рыболовы, которые ратуют за леску мотивируют это тем, что –

  1. Леска растяжима, а шнур нет. Из этого следует, что если снасть оснащена шнуром, то будут частые сходы рыбы и обрывы приманок, так как только растяжение, которое присуще леске амортизируют первоначальный импульс от рывка или зацепа. Строго говоря, шнур не сможет так эффективно погасить усилия рыбы, как это сделает леска.
  2. Подводные препятствия, песок, ракушечник, а также части оснастки, которые крепятся на клипсах, подвергают леску гораздо меньшему износу, чем шнур.
  3. Леска менее заметна в воде, а значит, не так отпугивает рыбу.
  4. Усредненная цена лески меньше, чем у хорошего шнура.

Приверженцы шнура в свою очередь настаивают:

  1. Леска растяжима, а шнур нет, что как не смешно уже преимущество. Шнур позволяет более четко и быстро реагировать на поклевку рыбы, особенно на дальнем расстоянии от лодки.
  2. При одном и том же диаметре с леской шнур, безусловно, в разы прочнее
  3. Многие современные шнуры гораздо устойчивее к абразивному воздействию, чем леска.
  4. Шнур не так перекручивается, как леска. Особенно при использовании доджеров, флешеров и вращающихся блесен.
  5. Со шнуром можно (как и с леской в принципе) использовать флюорокарбоновый поводок.

Личное мнение каждого, на чем остановится. Имеет место быть и леска и шнур. Пробуйте, экспериментируйте, и вы найдете идеальный вариант именно для ваших условий лова.

Отметим только общие моменты, которые необходимо учитывать. Разрывная нагрузка и соответственно диаметр шнура (лески) должны соответствовать снасти, в общем, и катушке в отдельности. Эти параметры указываются и на троллинговом удилище и на мультипликаторе. Тут ничего выдумывать не нужно, производитель знает лучше нас.

Запас нитки должен быть достаточно большим. Метров 150 на реках и озерах и до 300 метров на морской рыбалке.

Снасть почти готова. Осталось дело за малым. Подобрать фурнитуру (карабинчики, вертлюжки, застежки, безузловки) и поводок для троллинга. Зачастую рыболовы мало обращают внимания на этот самый дешевый элемент оснастки. А потом мучительно больно наблюдают, как трофейный хищник разгибает некачественную застежку или в лохмотья разрывает поводок.

Совет так же прост, как и идеален. Используйте качественную фурнитуру известных производителей. Мощностные характеристики которых не будут уступать другим элементам снасти. Этот совет особенно актуален для троллинговой снасти, где нет мелочей. Слабых звеньев быть просто не должно!

Если крючки на приманках, то только качественные японские Owner, Decoy.

Карабинчики, вертлюги, заводные кольца все те же Owner или на худой конец VMC.

Материалы для поводков используют или прочные качественные флюорокарбоновые диаметром 0.4-0.8 мм в зависимости от размера предполагаемого хищника. Или из поводковых материалов, которых сейчас великое множество на рынке. Главное соизмерить общую разрывную нагрузку поводка с прочностью основной снасти.

Длина поводка должна быть метра два. Этого достаточно и для того, чтобы защитить основную снасть от повреждений о дно и от зубастой щуки.

Теперь вы почти готовы выйти на бой с трофейным хищником. Лодка оборудована по последнему слову техники, снасти собраны и размещены в крепежах, осталось собрать первую коробку с приманками и можно отправляться в путь. Но о приманках поговорим в следующей статье.

Читать еще:  Шашлык из сома рецепт на мангале

На коротком поводке

Ночной троллинг с трехсторонней оснасткой с отпуском приманки на короткую дистанцию — исключительно продуктивная стратегия.

Я не собираюсь принижать эффективность проверенной временем ловли ночного судака троллингом с длинным отпуском лески, когда расстояние между вами и вашей приманкой составляет по крайней мере 30 м. Этот способ хорошо работает на открытой воде или при ловле на обширных плато с постоянной глубиной, но эффект длинной лески снижается, когда приходится облавливать участки со сложным донным рельефом или места, где водоросли перемежаются с чистым дном. Кроме того, длинный отпуск приманки менее эффективен на глубинах более 3–4,5 м. Тогда «короткий» троллинг превращается в исключительный метод проводки воблеров.

Эта простая оснастка включает в себя трехсторонний вертлюжок, грузило, прикрепленное на нижнем поводке, и приманку, привязанную на более длинном боковом поводке. При троллинге леска идет почти вертикально. Груз по большей части идет по дну, но когда попадаются донные водоросли, лучше его приподнимать над ними.

Многие считают, что при такой короткой дистанции между приманкой и лодкой судак будет пугаться, но, по моему опыту, этого просто не бывает. Я даже троллингую с бензиновым мотором, а не с электрическим.

Поскольку грузило приходится ставить довольно тяжелое, лучше выбирать достаточно мощное удилище с мультипликаторной катушкой. Я применяю удилище 2,1 м из стеклопластика с длинной рукояткой. Причина выбора состоит в том, что, поскольку поклевки бывают очень жесткими, подобное удилище смягчает шоковую нагрузку на всю снасть. Длинная рукоятка ко всему прочему предохраняет от усталости, когда вы опускаете удилище на бедро или колено, чтобы поддерживать тяжелое грузило.

При такой ловле ничто не заменит «плетенку»; мой выбор — 14-фунтовая (6,3 кг) FireLine (Berkley). Груз в форме колокольчика (bell sinker) работает хорошо, хотя и груз-баунсер (bottom bouncer) также прекрасно делает свою работу. На каждые 3 м глубины требуется дополнительная унция (28 г) груза. Поскольку я ловлю «коротким» троллингом и в большинстве случаев на глубинах 6–10 м, то чаще всего использую груз в три унции (85 г). Начальная длина грузового поводка — 40–45 см. При троллинге над каменистым дном грузовой поводок должен быть слабее основной лески, скажем, из монолески с разрывной нагрузкой 10 фунтов (4,5 кг), тогда не потеряется приманка при глухом зацепе груза за дно. Для приманки ставлю поводок длиной 1,2–1,5 м из 14-фунтовой FireLine и прикрепляю его через застежку.

Техника, которую я для себя открыл, наиболее эффективно работает с приманками типа минноу малого и среднего размера с шумовыми камерами. Средние (10–12 см) приманки с неширокими колебаниями работают эффективнее крупных и обеспечивают больше результативных подсечек. Поскольку приманку ведут вблизи дна, скорость такой проводки должна быть менее 2,5 км/ч. В большинстве случаев бывает достаточно проводки без манипулирования приманкой, но иногда ее подача вперед и последующая пауза при отводе удилища назад вызывают поклевку. Распускать линию нужно с движущейся лодки, иначе приманка может зацепиться за основную леску, когда ее опускаешь ко дну. Как только груз ударится о дно, включите катушку. Если на дне попадаются водоросли, то, когда груз начнет за них цепляться, сделайте оборот шпули, приподнимите вершинку удилища на 0,5 м и сделайте еще один оборот, чтобы груз прошел над водорослями. После того как минуете участок с заросшим дном и пойдете над чистым грунтом, вновь опустите груз на дно и постоянно держите короткую леску в натяжении; особенно это важно при частых изменениях донного рельефа. Когда троллингуете над неровным дном, следите за ним по эхолоту. Если требуется вести приманку глубже, отпускайте больше лески до контакта с дном или подматывайте ее, когда выходите на более мелкое место.

Ночной троллинг с коротким отпуском лески — это точная техника ловли. Чтобы она была эффективной, ее нужно использовать с тем же наклоном лески и аккуратностью, что и в дневное время при облове различных донных структур. Вот почему рыболов получает лучший результат на озере, которое знает досконально. На незнакомом водоеме выберите несколько многообещающих участков по карте и изучите их до наступления темноты.

Глубоководное плато. Я часто ищу плато с глубиной 9–12 м, преимущественно возле крутого свала или бровки. На такой глубине водоросли редко бывают проблемой, что дает возможность не поднимать груз ото дна и получать поклевки возле него. Не беспокойтесь, что на такой глубине слишком темно для судака или другого хищника. На моем счету немало щук, пойманных при троллинге на глубине 10 м в безлунную ночь. Если в таких условиях щука смогла найти воблер, для судака это вообще не проблема.

В глубокой воде я рекомендую ловить на приманки с шумовыми камерами. И раньше, и теперь я ловлю больше рыбы, если насаживаю на передний тройник приманки кусочек выползка или пиявку.

Подводные косы. Один из наиболее эффективных способов ночного облавливания троллингом длинных кос или подводных бугров с широкими свалами в глубину — комбинированная ловля с длинным и коротким отпуском лески. Сначала с длинным отпуском лески делаете несколько проходов вдоль косы с целью обнаружить рыб, стоящих в средних слоях воды. Затем тролингом с короткой леской перерезаете косу по зигзагообразному маршруту. Таким способом вы «соберете» глубинных хищников, особенно тех из них, которые стоят над бровками.

Подводные острова. То, как ловить над затопленными островами, зависит от их размера и свалов по контуру. Если острова большие, то комбинирование длинного и короткого троллинга работает хорошо. С длинным отпуском лески можно несколько раз пересечь остров, меняя направление к открытой воде от острова, чтобы зацепить хищника, стоящего вполводы. Для небольшого острова или острова с неравномерными глубинами лучше подходит троллинг с короткой леской через вершину острова. Обычно я начинаю с работы на определенных глубинах по периметру острова, перед тем как ловить над ним. Если остров поднимается со дна круто, троллинг по периметру на нескольких глубинах позволяет более тщательный облов. Как правило, судаки собираются в одной части острова, поэтому, если произойдет поклевка, работайте аккуратнее.

Бровки. Когда имеете дело с крутыми бровками, троллингуйте по длине бровки и поднимайте и опускайте линию, чтобы обловить большее пространство в толще воды. Здесь поможет длинное удилище, благодаря которому вы легко можете изменить горизонт движения приманки в полутораметровом диапазоне по вертикали без сматывания или отпуска лески. Когда грузило-заглубитель ударяется о камни, оно производит звук, привлекающий внимание рыбы и помогающий ей найти приманку.

Плато с донными водорослями. Ночного судака часто можно найти на плато со средней глубиной и кое-где встречающимися зарослями роголистника, который поднимается на 1–2,5 м над дном, что делает троллинг с длинной леской проблематичным. Если постараетесь избежать зацепов, ваши приманки пойдут выше растений и судаков; если пустите их глубже, это закончится пучком растительности на воблерах. Переходите на короткий троллинг: почти вертикально идущая основная леска будет прорезать водоросли, а приманка пойдет почти без зацепов. Даже если она будет цеплять водоросли, небольшая длина лески позволит вытащить воблер, освободить его от травы и вернуть назад быстрее, чем при ловле с длинной леской.

Конечно, троллинг с трехсторонней оснасткой — это не только ночная рыбалка. С приходом лета он становится прекрасным способом ловли на глубоких участках водоемов. В тихий солнечный день троллинг с короткой леской часто бывает лучшим вариантом для привлечения пассивного судака. В очень прозрачной воде такой способ превосходен на глубинах 7–8 м, но в более мелких местах лодка может испугать рыбу. Я не раз добивался успеха, когда троллинговал на верхней границе глубоководной бровки, которая начиналась от суживающейся и опускающейся вниз с 6 до 9 м длинной подводной косы.

В течение дня использовал небольшие приманки с неактивной игрой, например 9-сантиметровый черно-серебристый Original Floater (Rapala). Как и другие способы ловли, троллинг с короткой леской не универсален, то есть годится не всегда и не везде. Не забывайте, что даже лучшая техника не будет продуктивной, если вы ловите там, где нет ни одного судака. Поскольку техника тесно связана со структурой дна, уловы окажутся выше, если троллинговать в местах с высокой концентрацией рыбы. Ловите правильным способом в правильном месте, и троллинг с короткой леской станет привычным в вашем троллинговом репертуаре.

Поводки для троллинга

Поводки Контакт для троллинга 1х7 (50 см.) (Код: 1.7.50.XX )

  • Длина поводка: 50 см.
  • Упаковка: 2 шт.

Поводок Контакт для троллинга 1х7 (80 см.) (Код: 1.7.80.60 )

  • Длина поводка: 80 см.
  • Нагрузка: 60 кг.
  • Упаковка: 1 шт.

Поводок Контакт для троллинга 7×7 (80 см.) (Код: 7.7.80.40 )

  • Длина поводка: 80 см.
  • Нагрузка: 40 кг.
  • Упаковка: 1 шт.

Поводки Контакт для троллинга 1х19 (50 см.) (Код: 1.19.50.11 )

  • Длина поводка: 50 см.
  • Нагрузка: 11 кг.
  • Упаковка: 2 шт.

Поводок Контакт флюорокарбон 35 см. (Код: F-XX.35.XX )

  • Длина поводка: 35 см.
  • Упаковка: 1 шт.

Поводок Контакт флюорокарбон 50 см. (Код: F-XX.50.XX )

  • Длина поводка: 50 см.
  • Упаковка: 1 шт.

Поводки WIN 7×7 (AFW) троллинг (Код: С49-XX-TR )

  • Упаковка: 1 шт.

Поводок является одной из важных составляющих троллинговой снасти. Задача поводка при ловли хищника, в отличии от ловли мирной рыбы — не дать перекусить основную леску. Во избежание огорчений, связанных с потерей приманки или трофейной рыбы, рекомендуем своевременно заменять деформированный или изношенный поводок на новый. Поводки изготавливаются из флюорокарбона, плетенные из стальных нитей. Вам остается только выбрать какой поводок годится для оснащения вашей снасти.

Чтобы купить поводки Контакт — выберите серию поводков, укажите необходимое количество в соответствующем поле, в выпадающем списке «Тест поводка» разрывную нагрузку и кликайте по кнопке «В корзину».

Читать еще:  Что нужно для ловли щуки

Содержимое «корзины» сохраняется, даже если Вы закроете браузер или посетите сайт с другого компьютера.

Охота и рыбалка

Увлекательный, добычливый способ охоты на клыкастого разбойника – троллинг. Еще его называют «дорожкой», но это неверное определение, поскольку «дорожка» предполагает поимку рыбы на искусственную приманку, буксируемую плавсредством на веслах.

Ловля судака троллингом происходит на лодках, оснащенных бензиновыми, дизельными и электрическими троллинговыми моторами. Специфика способа позволяет вылавливать судаков, находящихся в разных уголках водоема. На активноплывущую приманку ведется даже самый ленивый подводный обитатель.

Выбор водоема для троллинга судака

Троллинговый способ ужения привлекает рыбаков своей универсальностью и высокорезультативностью. Вести охоту на хищника можно на небольших каналах, на крупных акваториях (реках, озерах, водохранилищах). Главное условие – возможность свободно маневрировать на моторном плавсредстве. Особых ограничений здесь нет, глубина в конкретном водоеме должна быть свыше 2,5 м.

Требования к плавсредству

Троллинг судака невозможен без лодки с бензомотором. Есть предположение, что именно вибрация, идущая от работающего двигателя, действует возбуждающе на хищника. Второе предположение об эффективности данного способа – постоянное движение искусственной рыбки в заданном горизонте. Главное – правильно определиться с рабочей глубиной, и поклевки не заставят себя ждать.

Плавсредство для речного троллинга может быть:

  • корпусным, что позволяет быстро приводить его в рабочее состояние. Не вызывает сложностей со спуском на воду и имеет большую скорость передвижения. К тому же в такой лодке можно уместить больше вещей. Но есть один минус – наличие специального места для ее хранения (гаража, бокса, места на стоянке);
  • надувным, изготовленным из ПВХ – материала. Эта разновидность отличается компактностью, устойчивостью, простотой при эксплуатации и доступной стоимостью.

Оптимальная длина плавательного средства для комфортного ужения двух рыбаков на надувном судне будет составлять 3,5-4 м.

Выбирая двигатель внутреннего сгорания, целесообразно отдавать предпочтение импортным вариантам. При эксплуатации и обслуживании они не требуют особых специальных навыков. Четырехтактные моторы, в отличие от двухтактных, ведут себя тише при работе на малых оборотах и расходуют меньше топлива. Но они намного тяжелее и сложнее при обслуживании.

Что касается мощности двигателя, то здесь необходимо учитывать некоторые моменты:

  • для ловли на близких расстояниях подойдут моторы с мощностью 2-5 л. с.;
  • для охоты на расстоянии 5-10 км от стоянки на берегу рекомендуется приобретать более мощные моторы, позволяющие выходить на глиссирование. Для надувных плавсредств с длиной 3,5-4 м с двумя пассажирами понадобится мотор с мощностью 8-15 л. с.

Для троллингового способа ужения лучше приобретать мощный двигатель, который дает больше возможностей, в частности большую скорость и облавливание самых дальних перспективных точек водоема. Но нужно быть готовым к большому расходу топлива.

Снасти и оборудование. Эхолот

Учитывая трофейные размеры потенциальной добычи, снасть для троллинга судака должна быть максимально прочной, выполненной из качественного материала и оснащенной надежной фурнитурой. Пользоваться длинными рыболовными инструментами нет смысла, процесс вываживания становится неудобным и неэффективным. Оптимальная длина удилища – 2-2,5 м.

Оптимальный вариант для троллингового способа ловли – короткий рыболовный инструмент быстрого строя, жесткий, но с достаточно чувствительным кончиком, который будет сигнализировать о любом прикосновении рыбы к приманке.

Катушку рекомендуется приобретать мощную с передаточным числом 1:3-1:4. Подойдет безынерционная модель или качественный мультипликатор. Хорошим выбором считается мультипликаторный «бочонок», оборудованный счетчиком лески.

Рыболовная нить также должна быть высокопрочной и иметь нулевую растяжимость. На судака желательно ставить плетеную леску, нежели монофильную нить. За счет отсутствия растяжения лесы снасть приобретает максимальную чувствительность, что способствует удобному контролю над движением и игрой приманки. Запас прочности позволяет уверенно справляться с крупными экземплярами.

Для информации! При ловле троллингом судака хорошо себя зарекомендовала плетенка с PE оболочкой, защищающей нить от возможных повреждений, в частности от пореза об острые подводные предметы (ракушки, камни).

насть для троллинга судака должна быть максимально прочной, выполненной из качественного материала и оснащенной надежной фурнитурой

Еще один важный момент – часто рыболову попадается зубастая хищница, которая легко перекусывает леску. Поэтому целесообразно использовать металлические поводки.

Одним из эффективных вариантов такого поводка считается поводок-скрутка, изготовленный из гитарной струны, где основная леска монтируется с одного края, а воблер – с другого. При применении подобных поводков от использования вертлюжков, заводных колец, карабинов можно и вовсе отказаться. Было замечено, что эти вспомогательные элементы только уменьшают прочность всей оснастки. Длину поводка не нужно делать более 25-30 см, это оптимальный вариант.

В качестве необходимых приспособлений для троллинга выступают кораблики и планеры, которые нужны для разведения по ширине воблеров. Благодаря асимметричной форме они после спуска на воду отходят в сторону от плавсредства за счет сопротивления воды.

Если использовать кораблики и планеры, увеличиваются шансы на качественный улов:

  • ловить можно на 10 удилищ и более;
  • нет перехлеста лесок;
  • появляется больше возможностей для обследования большой акватории.

С одним планером используют до 5 рыболовных инструментов, а при применении корабликов нужно иметь отдельное приспособление под каждую снасть.

Эхолот как современный прибор для поиска уловистого места считается неотъемлемым атрибутом при троллинговом способе ужения. Благодаря удобному интерфейсу и функциональности прибор способен сохранять карту маршрута. Датчик сканирует рельеф дна и выводит данные на экран. Лучше выбирать эхолот с обтекаемым датчиком и рабочей плоскостью, совпадающей с дном плавательного средства. Рекомендуется изучать донный рельеф в режиме Zoom. При наличии такого экранного устройства значительно упрощается поиск перспективной точки на незнакомом водоеме.

Приманки для ловли судака

Среди всего многообразия приманки для троллинга судака должны быть качественными, с привлекательной игрой при равномерной проводке и глубоко ныряющими. Длина такого воблера в среднем 7-17 см. Чтобы отфильтровывать мелкую рыбу, целесообразно пользоваться более крупными моделями. Наиболее востребованными моделями являются воблеры Manns 30+ и Rapala Deep Taildancer. Они имеют отличные рабочие характеристики: достаточный уровень вибрации, рабочая глубина – до 10 м.

Воблер Rapala TD-9 идеален для ловли клыкастого хищника на глубине от 3 до 5 м. Приманка от того же производителя DTD-11 хорошо себя зарекомендовала при ужении на глубине 6-9 м.

Для начинающих рыболовов подходит приманка Bomber Long A-24 с рабочей глубиной 6-9 м, отличающаяся высокой эффективностью и простотой в использовании.

Выбирая приманки для троллингового способа ужения, рекомендуется обращать внимание на ее способность погружаться на конкретную глубину. Чаще всего в арсенале рыболова встречаются минноу, чьи габариты начинаются от 6 см и заканчиваются 12 см. Что касается окраски, то предпочтительнее приобретать приманки яркого цвета, особенно если охота будет вестись в водоеме с прозрачной водой.

Для поимки заветного трофея используют пластмассовые приманки, оснащенные достаточно габаритной лопастью. В водоемах со стоячей водой высокую эффективность проявляют воблеры, изготовленные из бальзового дерева.

Поверхностные воблеры вообще не подходят для активной ловли, их рабочая глубина не превышает и двух метров, и регулируется она скоростью движения лодки.

Приманки для троллинга судака должны быть качественными, с привлекательной игрой при равномерной проводке и глубоко ныряющими

Процесс ловли судака троллингом

Этот метод рыбной ловли не вызывает особых сложностей даже у начинающих рыболовов. Главное – знать некоторые тонкости, и заветный трофей обязательно будет в садке:

  1. Садимся в моторное плавательное средство, в котором уже уложена вся необходимая экипировка для охоты на судака;
  2. Отплыв на расстояние около 10 м от берега, забрасываем спиннинг с приманкой;
  3. Устанавливаем удилище на держатель и начинаем движение вдоль береговой линии. При более высокой скорости приманка будет погружаться глубже, а при медленной – будет выходить на среднюю глубину. Поэтому средняя скорость при троллинге судака должна быть 2-3 км/ч. Судаку нравится глубина от 3 метров и более.

На выбор скорости влияют такие внешние факторы, как погодные условия, время года. В весенний сезон клыкастый хищник ловится практически на любой вид троллинга, но лучшие результаты были замечены при скорости 2-4 км/ч. Осенью необходимо экспериментировать, но чаще всего его можно выловить на более спокойный медленный троллинг.

Чтобы не упустить долгожданную поклевку, рекомендуется постоянно наблюдать за кончиком рыболовного инструмента. Подсечки должны быть правильными, уверенными и резкими с большим размахом, иначе добыча попросту сойдет с крючка.

Чтобы повысить шансы на улов, опытные рыболовы используют несколько разновидностей воблеров на разных спиннингах. К примеру, на одних приманки вращаются достаточно быстро и погружаются более глубоко, а на остальных удилищах находятся более поверхностные модели, и вращаются они медленнее.

Заброс приманок лучше производить на разные расстояния от 20 до 50 м, чтобы не допустить их запутывания, особенно на поворотах.

Для информации! Большая и размашистая подсечка необходима для пробивания мощной закостенелой пасти хищника.

Вываживание производится быстро, чтобы избежать сходов.

В весенний сезон клыкастый хищник ловится практически на любой вид троллинга. Осенью необходимо экспериментировать

Летняя ловля судака на троллинг

В отличие от весенней и осенней рыбалки, где рыба проявляет максимальную активность и реагирует практически на любой вид воблера, летом ситуация несколько иная.

При ловле судака на троллинг в июне, особенно в начале месяца, клев относительно хороший, учитывая, что после завершения нерестового периода рыба еще испытывает чувство голода. Оптимальный вариант приманки в это время – небольшие искусственные рыбки, которые ведутся на маленькой скорости по водоему.

Ловля судака на троллинг в июле и августе отличается непредсказуемостью и зависит прежде всего от погодных условий: при слишком жаркой погоде аппетит у рыбы пропадает, и она перестает проявлять любую активность. Лучше выходить на охоту за хищником в ночное время.

Ловля судака троллингом отличается невероятным чувством азарта и адреналина. Главное – правильно подобрать необходимые снасти, приманки, и результат не заставит себя ждат

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источники:

http://sfish.ru/page/moi-snasti-dlja-dorozhki-i-dlja-trollinga
http://tytkleva.net/kakoy-doljna-bit-snast-dlya-trollinga.html
http://www.rsn.ru/pubs/gear/22896/
http://fishpit-market.ru/shop/povodki-dlya-trollinga
http://handf.mirtesen.ru/blog/43493269706/O-lovle-sudaka-na-trolling

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector